Анкетирование в маркетинговом исследовании
Анкета является одним из основных инструментов реализации методов наблюдения и опроса. Обычно анкетой называют набор вопросов, на которые должны быть получены ответы от респондентов. Выделяют следующие функции анкетирования:
1. Анкета переводит цели исследования в перечень конкретных вопросов для опрашиваемых.
2. Анкета стандартизирует вопросы и форму ответа на них.
3. Текст анкеты и последовательность вопросов способствуют кооперации интервьюера с респондентом, стимулируют получение ответов на них.
4. Анкета ускоряет анализ результатов исследования (при условии, например, автоматического введения данных анкеты в компьютер).
5. Анкета служит целям проверки надежности и достоверности оценок.
Структура любой анкеты обычно представлена 3 частями:
1. Введение. Главная цель первоначального представления анкеты – убедить респондента принять, участие в опросе. Эта часть обычно включает в себя информацию об основных целях данного опроса и пожеланиях составителей анкеты; дается краткая информация об организации, проводящей исследования; указывается возможность получения респондентом каких-то символических призов (или подарков) в благодарность за потраченное время и усилия на заполнение анкеты; показывается социальная значимость темы и заключений по теме данного опроса; временные рамки проведения анкетирования.
2. Основная часть. Цель данного раздела – получение ответов на поставленные вопросы, определяющие возможности получения максимально достоверной и необходимой информации от респондента, соответствующей целям исследования.
При разработке данной части следует обратить внимание на:
а) характер поставленных перед респондентом вопросов (определяется выбранным для анкеты типом вопросов);
б) формат возможных ответов, с целью систематизации и дальнейшей группировки и переработки;
в) содержательную часть вопросов;
г) ясность задаваемых вопросов и последовательность представления их респонденту;
д) наличие контрольных вопросов.
3. Реквизитная часть. Основной целью данного раздела является получение информации, касающейся личности респондента (например, возраст и место проживания). Полученная информация имеет очень важное значение, поскольку дает возможность контролировать интервьюера и получать необходимую информацию об опрашиваемом.
Рекомендации по составлению вопросов:
Лучше всего начинать анкету с вопросов, на которые легко ответить. Это помогает создать у респондента доверительное отношение и позволяет им несколько расслабиться.
Вопрос должен быть кратким и сформулирован на языке, понятном респонденту.
Сначала следует задавать вопросы, касающиеся информированности респондента о тех или иных вещах, и лишь затем определять его отношение к этим вещам, а не наоборот.
Исследователи не должны задавать вопросы о том, чего респонденты не могут помнить или что вообще находится за пределами их опыта.
Следует избегать расплывчатых формулировок, наводящих и комбинированных вопросов и использования незнакомых слов.
Вопросы следует формулировать в нейтральной тональности, без положительной или отрицательной оценки.
Формулировка вопроса не должна склонять респондента к ответу, желаемому для исследователя.
Анкета не должна выглядеть хаотичным нагромождением вопросов. По возможности ответы и коды должны образовывать столбец, чтобы их удобнее было отыскивать.