Порядок проведения маркетингового исследования
Наиболее теоретически обоснованным и корректным является подход к определению размера выборки на основе базовых положений математической статистики.
После определения размера выборки начинается непосредственно сбор информации. При этом могут иметь место многие погрешности: неверное определение типа респондента, неучет мнения тех, кто отказался участвовать в опросе, ложные оценки, даваемые респондентами преднамеренно. Возможна фальсификация данных со стороны лица, собирающего информацию (например, самостоятельное заполнение анкет). Ошибки могут возникнуть также при записи ответов и переписывании собранной информации из анкет. Таким образом, причины возникновения невыборочных ошибок могут быть связаны как с респондентами, так и с лицами, осуществляющими сбор данных. Ошибки, связанные с респондентами, часто возникают в результате проявления эффектов тестирования, ролевого подбора, тенденций в ответах.
Эффект тестирования связан с тем, это респонденты в процессе исследования не всегда ведут себя естественным образом. Если, к примеру, посетитель ресторана заполняет анкету в присутствии администратора, то существует опасность, что клиент не отразит в ней своего действительного мнения. Изменения в поведении респондентов могут быть как сознательными, так и бессознательными. Чтобы избежать этого, необходимо обеспечить анонимность респондента, которая в значительной степени будет гарантировать достоверность данных.
Эффект ролевого подбора связан с высокой самооценкой респондентов. Тот факт, что человек избран для интервью или наблюдения, заставляет его задать себе вопрос: «Какую личность я собой представляю, если меня пригласили участвовать в исследовании?» Респонденты иногда считают, что они относятся, чуть ли не к особому роду людей, поскольку были отобраны для выполнения определенной роли. По этой причине, например, во время интервью, касающегося качества питания в ресторане, клиент-дегустатор может проявить чрезмерную критичность (даже если блюда будут более высокого качества, чем у него дома).
Практика свидетельствует, что при проведении маркетинговых исследований проявляется также эффект тенденций в ответах:
респонденты более склонны подтверждать, а не опровергать утверждения, содержащиеся в анкетах;
- при использовании многоразрядных шкал измерений категоричные ответы даются чаще, чем умеренные.
Ошибки, связанные с лицами, осуществляющими сбор информации, обусловлены проявлением отмечаемой во многих исследованиях особой реакции респондентов на голос, внешний вид (иногда даже на пол и возраст) исследователя, порождающей недостоверность ответов. На результат взаимодействия исследователя и респондента оказывают существенное влияние их характеристики и психологические особенности.
Анализ и интерпретация информации имеют целью помочь исследователю извлечь из имеющихся данных максимум полезных сведений, позволяющих сделать определенные выводы и заключения. При осуществлении анализа информации используются описательные методы и методы исследования зависимостей и взаимосвязей. Выбор того или иного метода анализа информации зависит не столько от характера и направления связей между переменными, сколько от решаемой проблемы. В табл. 2.6 показаны возможные варианты использования отдельных методов для решения типичных задач маркетинговых исследований.
Таблица. Области применения методов анализа информации
Анализ |
Типичная постановка вопроса |
Корреляционно-регрессионный |
Как изменится объем продаж при сокращении расходов на рекламу на 10 %? Какова будет цена товара в следующем году? |
Вариационный |
Влияет ли цвет рекламного обращения на запоминаемость рекламы? Влияет ли выбор каналов сбыта на объем продаж? |
Кластерный |
Можно ли покупателей разделить на отдельные сегменты? Как можно классифицировать покупателей по степени их интереса к рекламе? |
Факторный |
Можно ли сократить до небольшого числа множество характеристик, которые потребители считают важными при покупке товара? Как можно описать различные товары с точки зрения этих характеристик? |
Дискриминантный |
Можно ли считать определенного человека, учитывая его возраст, доход, образование, потенциальным покупателем товаров предприятия? Можно ли считать определенного человека представителем того или иного сегмента рынка? |
Представление результатов исследования может быть осуществлено в виде краткого общедоступного изложения его сути или в виде полного научного отчета, в котором в систематической и максимально наглядной форме (таблицы, графики, диаграммы и др.) излагаются схема исследования и детально обоснованные выводы и рекомендации по улучшению маркетинговой ситуации.