Анализ и оценка конкурентоспособности услуг предприятий торговли
Аудио-, видео - и бытовая техника, являются важнейшей частью реализуемой на рынке продукции г. Обнинска и от того, насколько обеспечено необходимое качество торгового обслуживания данной продукции, зависит степень удовлетворения спроса потребителей, а также прибыльность и рентабельность торгового предприятия.
Непрерывный рост торговых предприятий на обнинском рынке, стремящихся к максимальному извлечению прибыли, порой за счет качества услуг делает задачу оценки конкурентоспособности этих услуг весьма актуальной.
В данной главе на примере магазина аудио-, видео - и бытовой техники ООО «Сатурн» г. Обнинска на основе составления сводного анализа деятельности предприятия произведем оценку его конкурентоспособности. Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• осуществлены выбор и исследование критериев конкурентоспособности услуг розничных торговых предприятий города, специализирующихся на аудио-, видео и бытовой технике;
• произведены анализ и оценка показателей, критериев конкурентоспособности услуг этих предприятий;
• осуществлен расчет среднего индекса цен товаров исследуемых предприятий;
• определены коэффициенты конкурентоспособности этих магазинов.
В качестве основы была использована методика оценки конкурентоспособности услуг торговли, предложенная И.М. Лифицем и О. Ковылиной.
Показатель конкурентоспособности услуг торговли [1] рассчитывается из отношения обобщенного показателя качества услуги торговли (ПКут) и относительной стоимости приобретаемых товаров (С) или 1р / среднего индекса цен для каждого магазина:
П= ПКут = ПКут (1)
С Ip
В приложении 1 приведены и расшифрованы некоторые комплексные показатели свойств услуги торговли, необходимые для расчета обобщенного показателя на основе методов квалиметрии по формуле средней взвешенной арифметической:
n
ПКут = ∑ m1qi (2)
i=1
где qi - комплексный показатель i-го свойства;
mi - коэффициент весомости комплексного показателя.
Из множества обследованных магазинов были выбраны следующие:
1. «Сатурн»; 5. «Эланд»;
2. «Си-Ай-Ви»; 6. «Сюрприз»;
3. «Диал-Электроникс»; 7. «Самос-Техника»;
4. «Электрик-Плаза»; 8. «Поиск».
Для обеспечения сопоставимости условий сравнительного анализа критериями выборки приведенных торговых фирм являлись: вид, тип и категория магазинов.
Так, все исследуемые магазины имели одинаковую специализацию и примерно одинаковую торговую площадь (150-200 м). Основными фирмами-производителями, продукция которых реализовывалась в исследуемой группе магазинов являлись BRAUN, TEFAL, BOSCH, SIEMENS, ROWENTA, PHILIPS, PANASONIC, UNIT и т.д.
Таблица 2 и приложение 2 содержат данные по структуре ассортимента исследуемого торгового предприятия и предприятий - конкурентов.
Таблица 2. Данные структуры ассортимента аудио-, видео-,
бытовой техники.
Наименование предприятий |
Типовое (базовое) кол-во товарных подгруппПП |
Фактическое количество |
Коэффициент структуры ассортимента |
Среднее значение коэффициента структуры ассортимента | |||
аудио видео |
Бытовая техника |
аудио видео |
Бытовая техника. |
аудио видео |
Бытовая техника. | ||
Диал-Электроникс Си-Ай-Ви Сатурн Электрик-Плаза Эланд Сюрприз Самос-Техникс Поиск |
27 |
32 |
14 7 13 9 6 4 7 15 |
24 16 29 14 7 11 21 7 |
0.5 0.2 0,4 0,3 0,2 0,1 0,3 0,6 |
0.8 0,5 0,9 0,4 0.2 0,3 0,7 0.2 |
0,65 0,35 0.65 0,35 0,2 0,2 0,5 0.4 |
Рассчитаем коэффициенты структуры для каждого магазина.
Кстр = Факт. кол-во / Баз. кол-во
Пример:
Для 1-го магазина:
14/27 = 0,5 (аудиотехника)
24/32 = 0,8 (бытовая техника)
(0,5+0,8) / 2 = 0,65 (среднее значение Кстр ассортимента)