Понятие жизненного цикла товаров, его стадии
Цены не изменяются, фирма стремится поддержать быстрый рост продажи, для чего улучшают товар, модернизируют его, выходят с улучшения товаров на новые сегменты рынка, усиливают рекламу, чтобы сформировать у тех, кто приобрел товар чувство удовлетворения от покупки и 27 к вторичным покупкам.
К концу этой фазы товар приобретают около 50% потенциальных покупателей и после этого переходит в стадию зрелости.
IV
этап роста
Характеризуется тем, что большинство покупателей уже приобрело товар (товар имеется приблизительно у 80% потенциальных покупателей).
Темпы роста продаж снижаются, прибыль начинает падать, растут расходы на рекламу и другие маркетинговые мероприятия.
Элементы маркетинговой деятельности по-своему влияют на объем продаж и располагают в следующем порядке:
снижение цены;
улучшение рекламы;
повышение качества;
улучшение сервиса.
На рынке появляются медленно принимающие решение покупатели, возможны вторичные покупатели товаров с незначительным жизненным циклом в эксплуатации.
Для поддержания высокого уровня продаж необходимо:
повышение надежности и удобство товара;
использовать в конкуренции новые современные материалы;
улучшать упаковку;
предлагать набор моделей;
предоставлять и расширять услуги потребителям;
снижать цены;
выходить на новые способы массовой информации;
предлагать новы товарные марки, учитывая изменения вкусов и моды.
V
этап роста
Период резкого снижения продаж и прибыли с помощью модернизации товара, изменение цены и стимулирование сбыта, удается не надолго предотвратить полный спад и даже ввести товар в стадию повторного насыщения. Однако в конце наступает еще более глубокий спад и товар снимается с торгов и производства. Прибыль торговли во время периода обновления падает из-за увеличения расходов на маркетинг. Становится активным вопрос оставлять ли товар на рынке, продолжая его модернизировать или снять с производства, организовать быструю продажу по низким ценам и заменить его новым товаром. Для того, чтобы вынести решение о снятие товара с производства или необходимости его дальнейшей модернизации осуществляется маркетинговый и бухгалтерский контроль, который заключается в изучении динамики объема продаж каждого товара. Далее делается прогноз товара по которому можно ожидать скорого выхода на стадию спада. Если принято решение о целесообразности ухода с рынка, то разрабатывается план ухода.
План ухода
– график постепенного прекращения производства и сбыта, перестройка производства и перераспределение ресурсов.
Виды жизненных циклов товаров (по Эвансу и Берману)
А Б В
Г Д Е
Ж
По оси Х откладывается время
По оси Y откладывается объем продаж
Виды жизненных циклов различаются как по продолжительности, так и по форме.
А –
Традиционный ЖЦТ товара –включает отчетливые этапы разработки, выведения, роста, зрелости и упадка.
Б –
Классический ЖЦТ товара – описывает очень популярные продукты со стабильным сбытом на протяжении долгого периода времени.
В –
Кривая увлечения – описывает товар, который получает быстрый взлет и падение популярности.
Г –
Продолжительное увлечение – проявление также того, что сбыт продолжается размерах, составляющих незначительную долю от объема реализации.
Д –
Сезонная кривая – товар хорошо продается в течении периодов разнесенных во времени (сезоны).
Е –
Кривая возобновления – товар устарел, но затем снова получил популярность.
Ж –
Провал – продукт вообще не имел успеха.