Понятие жизненного цикла товаров, его стадии
Понятие жизненного цикла товара (ЖЦТ) было разработано в 1965г Теодором Ливиттом и находит большое практическое применение в менеджменте и маркетинге. Концепция ЖЦТ исходит из того, что любое изделие, рано или поздно вытесняется с рынка другим. Более новым товаром.
Жизненный цикл товара –
это концепция, с помощью которой отображается процесс разработки товара, его сбыта, получения прибыли, поведение конкурентов, развитие стратегического маркетинга от момента зарождения идеи о создании товара до момента снятия его с рынка.
ЖЦТ – это процесс, состоящий из следующих этапов:
Этап разработки товара;
Выведение товара на рынок;
Этап роста;
Этап зрелости;
Этап упадка.
Сбыт и прибыль в стоимостном выражении
I II III IV V
сбыт
прибыль
I
этап (Разработка товара)
Разрабатываются связи с затратами на разработку конструкторской деятельности, отработку технологий, подготовку производственных мощностей и персонала.
Предприятие не имеет прибыли, а напротив, несет убытки.
II
этап (Выведения) выведения на рынок
Начинается с поступления в продажу первых образцов товара. На этой стадии торговля убыточна, т.к. объем продаж снижается, а маркетинговые расходы (особенно на рекламу) велики.
Влияние элементов маркетинговой политики на объем продаж (по уровню расходов) и значимости таково:
качество товаров;
реклама;
снижение цены;
улучшение сервиса.
На этой стадии производитель может столкнуться со следующими проблемами, оказывающие отрицательное воздействие на объем продаж:
недостаточная реклама;
нежелание покупателей отойти от 45 стереотипов и принять новый товар;
производственные трудности в основе серийного выпуска;
недостаточно высокий темп наращивания объема выпуска;
плохое использование сбытовой сети;
неверное установление цены.
В маркетинге рассматривается 4 стратегии выхода на рынок с новым товаром в зависимости от того, как относится к нему потребитель, каков уровень конкуренции, на сколько хорошо организована реклама.
Стратегия интенсивного маркетинг – отличается тем, что устанавливается высокая цена и расходуется много средств на стимулирование сбыта. Высокой ценой обеспечивается значительная прибыль, а большие усилия по стимулированию сбыта позволяют быстро проникнуть на рынок.
Согласно Котлеру, такая стратегия применима, если
Большинство покупателе не осведомлены о товаре;
Те, кто знает о товаре, не стоят за ценой.
Необходимо 14 конкурентам и вырабатывать у покупателей предпочтительное отношение к товару.
Стратегия выборочного проникновения – это высокая цена при незначительном стимулировании сбыта, т.е. низких расходах на маркетинг.
Используется тогда когда:
Емкость рынка не велика;
Товар большинству покупателей известен;
Покупатели готовы платить высокую цену за товар;
Конкуренция незначительная.
Стратеги широкого проникновения – цена низкая, а затраты на маркетинг высокие. Эта стратегия наиболее успешная для быстрого выхода на рынок, и захвата максимальной доли рынка.
Применяется если:
Велика емкость рынка;
Покупатель плохо осведомлен о товаре;
Высокая цена не приемлемая для большинства покупателей;
Сильная конкуренция;
Увеличение масштаба производства снижение издержек на одно изделие (эффект масштаба).
Стратегия пассивного маркетинг – низкая цена и незначительные расходы на стимулирование сбыта.
Эта стратегия оправдана, если уровень спроса 25 в 26 ценой, поскольку в этом случае низкие расходы на маркетинг обеспечивают достаточную прибыльность продаж.
Условия проведения такой стратегии:
- большая емкость рынка;
- хорошее осведомление о товаре;
- отказ покупателей от приобретения дорогих товара;
- незначительная опасность конкуренции.
III
этап роста
Признание покупателями товара и быстрое увеличение спроса на него. Растет объем продаж и прибыльности.
Влияние элементов маркетинговой политики на рост сбыта:
- увеличение рекламы;
- повышение качества;
- снижение цены;
- улучшение сервиса.
На стадии роста усиливается конкуренция, т.к. товар начинает вытеснять товары конкурентов. В этой ситуации фирмы стремятся привлечь на свою сторону независимые сбытовые организации и организовать собственную сбытовую сеть.