Рестораны быстрого обслуживания McDonald’s
Самого большого успеха в мире бизнеса ресторанов быстрого обслуживания добилась компания McDonald’s.
Компания основана в 1940 году братьями Диком и Маком Макдоналдами (первый ресторан открылся в Сан-Бернардино, Калифорния), в 1948 году впервые в мире сформулировала принципы концепции «быстрого питания»[7].
В 1954 году Рей Крок приобрел у братьев Макдоналдов право выступать в качестве эксклюзивного агента по франчайзингу. В 1955 году он открыл свой первый McDonald’s в городке Дес-Плейнз, штат Иллинойс (в настоящее время — музей корпорации). В 1955 году Кроком была зарегистрирована компания McDonald’s System, Inc (в 1960 году переименована в McDonald’s Corporation). В 1961 году все права на компанию были полностью выкуплены Кроком[7].
Под торговой маркой McDonald’s на середину июня 2009 года работало 32 060 ресторанов в 118 странах мира (в том числе около 14 тыс. из них расположены в США) (рис. 5). Из них значительная часть (25 578) управлялось по франчайзингу, поэтому ассортимент ресторанов, размер и состав порций может сильно различаться в разных странах.[17]
Ассортимент ресторанов включает гамбургеры (в том числе «Биг Мак»), сэндвичи , картофель фри, десерты, напитки и т. п. В большинстве стран мира в ресторанах сети продают пиво, однако в России рестораны «Макдоналдс» являются полностью безалкогольными.
Рис. 5. Распространение ресторанов McDonald’s в мире [23]
Сейчас McDonald’s – гигант ресторанной индустрии быстрого обслуживания, реализующий по всему миру продукцию на сумму 33 млрд долл. Это больше, чем производят вместе три другие крупнейшие в индустрии фирмы: Burger King (10,9 млрд долл.), Kentucky Fried Chicken (8,9 млрд долл.) и Pizza Hut (8,2 млрд долл.) (табл. 3) [10].
Таблица 3. Первая десятка ресторанных сетей быстрого обслуживания, 2010 г. [18]
Сеть |
Число заведений |
Число стран |
Продажи за финансовый год, млрд долл. |
McDonald’s |
30000 |
121 |
39,65 |
Burger King |
14450 |
58 |
11,2 |
KFC |
11815 |
102 |
9,7 |
Pizza Hut |
10200 |
86 |
7,6 |
Wendy’s |
6175 |
25 |
8,3 |
Subway |
17308 |
74 |
5,17 |
Taco Bell |
6444 |
52 |
5 |
Domino’s |
7046 |
53 |
3,78 |
Dairy Queen |
5837 |
56 |
2,79 |
Рынок компании еще более расширился, когда были введены завтраки и в меню появились блюда, рассчитанные на вкусы не только детей, но и взрослых. Таким образом, инновационный подход к меню помогает стимулировать интерес к сети, в результате чего число посетителей в расчете на одно заведение (трафик) растет. В последние годы из-за того что традиционные рынки стали насыщенными McDonald’s активно реализует стратегию расширения своего бизнеса на международных рынках. Кроме того McDonald’s старается завоевать нетрадиционные для индустрии рынки внутри США: военные базы или небольшие рестораны в богатых пригородах, где земля стоит очень дорого[15].