Рестораны быстрого обслуживания
Рестораны быстрого обслуживания – это самые разные заведения, деятельность которых можно объединить под одним лозунгом: «Быстрая еда». В ресторанах этой категории могут предлагать самые разные блюда (гамбургеры, пиццу, цыплят, блины, сэндвичи) и при самых разных формах обслуживания (например, «заезжай и бери», обслуживание с доставкой)[10].
Рестораны быстрого обслуживания в настоящее время являются своего рода локомотивом всей отрасли питания. Имея общий объем продаж 186 млрд долл., они по этому показателю лишь немного уступают полносервисным ресторанам (рис. 4).
Рис. Доходы ресторанов, млрд долл. (составлено автором по: [17])
В последнее время получили развитие рестораны, предлагающие «домашнюю еду», и заведения быстрого питания. Лидером обоих направлений является Boston Market, которому удалось ускорить темпы обслуживания и снизить время ожидания гостей вдвое[14].
Рестораны быстрого обслуживания предлагают меню, ограничивающееся гамбургерами, жареной картошкой, хот-догами, цыплятами, различными рыбными и национальными блюдами типа мексиканского такос, буритто и т.д. Эти ограничения и стандартизация меню позволяют значительно ускорить обслуживание[8].
Рестораны быстрого питания становятся очень популярными, что во многом объясняется стратегией их расположения. Их можно найти в очень удобных местах и почти повсюду. Пытаясь повысить результаты продаж, все больше сетевых ресторанов быстрого питания (quick-service restaurant, QSR) прибегают к вариантам совместного брендинга с магазинами и размещения в нетрадиционных местах. Многие сетевые структуры QSR в настоящее время основной целью сделали международные рынки главным образом в крупных городах других стран[10].
Рестораны для автомобилистов – это обычно часть уже существующих ресторанов быстрого питания. Используемая здесь концепция означает, что вы можете въехать в такое заведение прямо на автомобиле, разместить свой заказ, получить еду, заплатить за нее и отъехать. К числу ресторанов этого типа можно отнести McDonald’s, Burger King и Taco Bell[10, 21].
Услуги по доставке еды – это операции по доставке приготовленной еды домой заказчикам. К этой категории обслуживания типа «еда на колесах», а также городские рестораны, выставляющие еду жителям, живущим по соседству. Услуги этого рода могут осуществляется как в действующем ресторане, так и в заведении, специализирующемся только на таких заказах. Хорошим примером можно назвать Domino’s Pizza, Papa Johns, Pizza Hut. Разные заведения, занимающиеся доставкой еды клиентам, организуют свою работу по-разному. Но все они предлагают ограниченное меню, а еду доставляют из соседних ресторанов или заведений, участвующих в общей программе.
Сегмент ресторанов быстрого обслуживания, специализирующихся на пицце, продолжает расти. По подсчетам некоторых специалистов, уже сейчас он приносит владельцам около 20 млрд долл. дохода. Этот рост во многом объясняется тем, что владельцы заведений сумели наладить быструю и удобную доставку своих продуктов заказчикам. Крупнейшими сетями этого рода являются Pizza Hut, Domino’s, Godfahter’s, Little Caesar. Существует также несколько более мелких региональных сетей. Pizza Hut с ее объемом продаж 5 млрд долл. потеснила Domino’s на рынке доставки пиццы на дом, на котором та в течение длительного времени была монополистом (табл. 2).