Пути совершенствования управления маркетингом в деятельности предприятий НКР в условиях рынка
Итак, что же даст предприятиям НКР применение маркетинга в своей деятельности?
1. Всем предприятиям, действующим на территории НКР, обеспечит постоянный поиск, изучение и формирование новых потребностей и средств их удовлетворения, даст толчок для создания новых товаров.
2. Образует информационную основу функционирования предприятия и формирование его производственно – сбытовой стратегии.
3. Будет способствовать осуществлению инновационных процессов и использованию новых технологий в процессе производства и продвижению товаров на рынок к потребителю.
4. Выступит основным элементом контроля и регулирования экономических отношений на микроуровне.
5. На макроэкономическом уровне осуществит взаимосвязи между процессами производства и потребления.
6. Станет необходимым условием функционирования и выживания всех предприятий НКР в условиях рыночной экономики.
7. Всем компаниям необходимо думать о будущем и разрабатывать долговременные стратегии, которые позволили бы оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка. Каждая компания должна найти свой стиль работы, наилучшим образом, учитывающий специфику условий, возможностей, целей и ресурсов.
Изучив текущие проблемы и реакцию маркетинга на окружающую действительность, мы еще раз убедились, что роль маркетинга велика для выхода предприятия на новые рубежи. Те предприятия, которые сосредоточиваются только на издержках, а не на товаре, никогда не добиваются успехов: «Без первоклассного продукта невозможно достичь результата».
Таким образом, в зависимости от стадии развития маркетинга и его ориентации на внешнюю среду на практике, в частности и в НКР, можно выделить три уровня использования маркетинговой концепции в управлении организацией:
· изолированная реализация отдельных элементов маркетинга (реклама, стимулирование сбыта, ценообразование с учетом спроса и др.);
· использование отдельных комплексов взаимосвязанных методов и средств маркетинговой деятельности (разработка продукции, исходя из оценки конъюнктуры рынка, послепродажное обслуживание и т.д.);
· маркетинг как концепция рыночного управления организацией, что предопределяет не просто создание службы маркетинга, но и изменение философии ее деятельности. Последний уровень рыночного управления в деятельности наших предприятий не достигнут.
· Для создания определенных условий применения и развития маркетинга в НКР руководителям необходимо:
1. Во всех предприятиях, где отсутствуют службы маркетинга создать систему: маркетинговой информации, планирования маркетинга, организации службы маркетинга, маркетингового контроля.
2. Система планирования маркетинга позволит создать системы маркетингового и стратегического планирования.
3. Предприятия НКР в этом направлении должны обеспечить:
1. Нововведения и изменения в организации в достаточной степени.
2. Распределение ресурсов, включающий в себе распределение ограниченных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
3. Успешную адаптацию, которые улучшают отношения фирм (предприятий) с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
4. Обеспечить внутреннюю координацию. Координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятий, чтобы достичь эффективных интеграций внутренних операций. К сожалению, на наших предприятиях в большинстве не используется такой механизм.
5. Осознание организационных стратегий. Выбор таких организационных стратегий, способность учиться на опыте даст возможность организации правильно скорректировать свой план и повысить профессионализации в области управления маркетингом.
6. Планирование и успех организации.
7. Проведение анализа собственной маркетинговой деятельности. Грамотная организация работы по претворению программы маркетинга (маркетинг – микс) – залог успеха на рынке.
8. Оценка внутренней и внешней среды предприятия.
9. Проведение SWOT – анализа предполагает провести совместное изучение внешней и внутренней среды. SWOT – анализ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы при выборе стратегии фирмы.