Система информации в маркетинге
План
1.Значение маркетинговой информации
2. Изучение спроса – важное звено в системе информации
3. Информационная система маркетинга
4.Классификация маркетинговой информации
5.Источники информации
6.Требования к маркетинговой информации
1. Значение маркетинговой информации
Разработка и принятие решений в маркетинге туризма происходят в условиях неопределенной стабильности и большой степени риска в бизнесе. Эти факторы можно значительно уменьшить, располагая надежной, полной, реальной и своевременной информацией, которая в маркетинге является не менее важным ресурсом, чем финансы или персонал.
Маркетинговая информация помогает туристической фирме:
1) получать конкурентные преимущества;
2) снижать финансовый риск;
3) определять отношение потребителей к фирме, ее услугам;
4) анализировать состояние внешней и внутренней среды;
5) координировать и корректировать стратегические решения;
6) оценивать рыночную деятельность;
7) совершенствовать менеджмент деятельности.
2. Изучение спроса - важное звено в системе информации
В условиях рыночных отношений ни одна туристическая фирма не предпринимает каких-либо коммерческих действий без изучения информации о спросе, в котором могут быть отражены интересы существующих и потенциальных потребителей туруслуг.
Туристический спрос - это совокупность платежеспособных потребностей населения в туруслуге.
Исследование туристического спроса является одним из условий формирования эффективной рыночной политики фирмы, его рекомендуется проводить по следующим основным направлениям:
а) видовая структура спроса (по видам туризма, туров, занятий туристов, количества и качества потребляемых услуг);
б) временная структура спроса (по месяцам, сезонам);
в) пространственная структура (определение величины и структуры спроса на посещение территории, региона). Так, например, остаются достаточно стабильными структура и объем спроса украинских туристов на посещение стран (%): Турция – 38, Болгария – 21, ОАЭ – 13, Кипр – 5, Испания – 5, Греция – 4, Египет – 4, Россия – 2, Франция – 1, Италия -1.
Спрос, являясь элементом туристского рынка, формируется на основе многих факторов, которые являются объектом исследования коммерческих служб фирмы и позволяют прогнозировать конъюнктуру рынка.
Так, например, приоритеты выбора страны посещения определяют факторы, проранжированные по степени убывания:
1. Природные и климатические;
2. Политические;
3. Национальные обычаи;
4. Культурно-исторические;
5. Архитектура, инфраструктура;
6. Возможность выгодных покупок, мода;
7. Средства массовой информации;
8. Визовый режим и таможенные формальности;
9. Благосостояние, менталитет, безопасность;
10. Транспорт, перемещение.
Вся информация необходима для того, чтобы выработать тактику и стратегию поведения фирмы на рынке по предложению нужного продукта по схеме (авторская): спрос → предложение → управление товарной политикой → управление товаром → создание потребительской ценности товара→ восприятие потребителя как ценности → управление спросом. Следовательно, маркетинг превращается в науку управления спросом.
Таким образом, для обоснования управленческих, стратегических решений фирме необходимо иметь целостную систему информации.
3. Информациионная система маркетинга
Информационная система маркетинга
- это система сбора, анализа и распространения данных, которые облегчают процесс выработки управленческих решений и контроля практических результатов.
Основные виды информации, которую фирма накапливает и систематизирует следующие:
1. Иностранный туризм:
а) базисные данные по видам транспорта, позволяющего добраться до страны и перемещаться по ней; возрастные категории, доходы и род занятий клиентов; время и продолжительность проживания в зарубежной стране;
б) дополнительные данные: пол - женский/мужской; цели путешествия; наиболее интересные и предпочтительные пункты посещения; средства размещения; величина расходов: транспорт, проживание, питание, экскурсии, покупки; таможенный и визовый режим, порядок въезда.
2. Национальный туризм:
а) базисные данные по видам транспорта, средствам размещения, возрастным категориям, доходам и роду занятий клиентов, времени и продолжительности отдыха, экскурсиям, развлечениям;
б) данные по фонду средств размещения: количество гостиниц и других средств размещения; число койкомест; тарифы; степень занятости мест;
в) данные о рынке потенциальных клиентов;
г) данные, характеризующие поведение туристов по приобретению основных и дополнительных услуг в местах пребывания;