Театр и телевидение

Борьба за чистоту жанра, за поиск точных критериев в оценке телевизионных программ и дальнейшее их совершенствование требуют уточнения рассматриваемых жанровых понятий.

Зрители сравнительно спокойно воспринимают слабую режиссерскую или актерскую работу в театре. Она редко становится предметом всеобщего обсуждения. Иное дело —телевизионная премьера, в особенности новая работа известного режиссера с участием популярных артистов. Для многих людей это событие. Появление актера на телеэкране в вечерние часы общевыходных и праздничных дней — акция, могущая стать поворотным моментом в его творческой биографии. Притом акция ответственная и даже рискованная. Просчетов и неудач телезрители не прощают, так же как не прощают до назойливости частого появления актера на домашнем экране. В этом справедливо видят деятели театра сложности и опасности взаимодействия с телевидением.

Все это важно. Но вместе с тем телетеатр занимает значительное место в сети вещания. Нет постоянного времени выхода в эфир, объем вещания до обидного мал.

Как правило, в механизме заказа теледрамы преобладает инициатива редакции. Это, разумеется, не исключает и встречного процесса, когда идею или готовую пьесу приносит автор, уже работавший с редакцией, или новый автор. Редакторы стараются следить и за новыми именами, и за работой известных, опытных драматургов. Маститый драматург предпочитает увидеть свою пьесу реализованной в театре и для ТВ оставляет то, что по тем или иным причинам театру не подошло, или включается в замысел, разработанный им совместно с редакцией. Довольно часто инициатива исходит от известных режиссеров, не реализовавших свои идеи на театральных подмостках.

Материальное поощрение драматурга на телевидении ниже, чем в кино и театре.

Оригинальная пьеса или инсценировка литературного произведения, предлагаемая для постановки в телетеатре, должна отличаться от традиционной театральной пьесы, иметь экранное решение, учитывать возможности крупного плана, так как законы зрительского восприятия, происходящего на театральной сцене и на экране телевизора, абсолютно различны, причем надо учитывать, что в телетеатре наибольший интерес представляет развитие психологической линии характеров, а не их внешнее проявление.

Редактор на ТВ является в определенной степени соавтором. На нем лежит ответственность за отбор произведений, поиск новых авторов. В дальнейшем редактор принимает активное участие в работе над произведением, вплоть до выхода в эфир готового спектакля.

Проза не равный партнер драматургии, а ведущий, со всеми вытекающими отсюда особенностями. Обращение к серьезной прозе дает не только литературное качество, но и возможность пригласить лучших режиссеров страны. Здесь уместно вспомнить А. Довженко, который говорил, что по хорошему сценарию средний режиссер сделает хороший |фильм, по среднему сценарию выдающийся режиссер сделает посредственное кино. В еще большей степени эта закономерность выявляется в художественной телеинтерпретации прозы. С большим сожалением приходится отмечать, что в стране не существует практики издания теледраматургии.

Телевидение представляет равные возможности жителям сел, поселков, деревень и крупных городов, центров культуры и науки смотреть и слушать трансляции важных политических, культурных и спортивных событий, происходящих в Москве, в столицах других государств, присутствовать на лучших театральных спектаклях, концертах мастеров искусств.

Таким образом, история отечественного телевидения есть история укрепления и развития его социальной роли как мощного рычага, ускоряющего процесс преодоления существенных различий в культурном уровне города и села. Способность телевидения приобщать жителей городов и сел к достижениям культуры, преодолевать расстояния и оторванность отдаленных районов от центров политической и культурной жизни содействует повышению культурного уровня, расширению кругозора жителей сел и городов. Телевидение способствует формированию устойчивых коллективов трудящихся на новостройках, в отдаленных районах, так как благодаря ему люди меньше чувствуют оторванность от центральных районов, от событий в нашей стране и во всем мире.

Перейти на страницу: 1 2 3 

>