Заблуждения о российском Интернете
Вокруг Интернета и его аудитории сложилось огромное количество мифов. Они существуют давно и хорошо культивированы, однако по большей части не имеют отношения к реальности. В этой части я опишу самые известные из них.
ИНТЕРНЕТОМ ПОЛЬЗУЮТСЯ В ОСНОВНОМ НА РАБОТЕ.
Неправда. Примерно четверо из пяти активных пользователей Интернета имеют доступ из дома и всего двое из пяти — с работы. Те пользователи, у которых Интернет есть дома и на работе, более активно пользуются Интернетом, конечно, на работе. Не потому что там бесплатно — большинство пользователей платят за Интернет фиксированную сумму в месяц, — но потому что на работе компьютер с Интернетом перед глазами все 8 часов, а чаще и больше, а дома — всего 3—4 часа. Иными словами, дома просто меньше возможностей для использования Интернета, у людей, к счастью, есть и другие занятия.
Домашний доступ не только больше, но еще и растет намного быстрее. Корпоративный рынок в очень большой степени насыщен — большинство людей, у которых работа связана с компьютером, уже Интернетом пользуются. Фактически корпоративный Интернет растет сегодня за счет увеличения количества рабочих мест и за счет регионов.
Домашний доступ сегодня гораздо менее насыщен, чем корпоративный, ведь домашний компьютер, подключенный к Интернету, имеет меньше трети семей. Кроме того, при появлении домашнего компьютера появляется обычно не один пользователь Интернета, а несколько — примерно столько, сколько в семье людей, умеющих читать и писать. Возможно, не все они станут активными пользователями Интернета, и уж точно они не станут активными пользователями Интернета немедленно после покупки компьютера, но пройдет немного времени, и большая часть семьи будет пользоваться доступом в Интернет. Именно поэтому домашний Интернет еще довольно долго сохранит высокие темпы роста, все больше и больше опережая корпоративный.
Интернетом пользуются не только дома или в офисе, но также у знакомых, в институте или в другом учебном заведении, а самое интересное — при помощи мобильного телефона (я уже писал об этом выше). Практически любой телефон имеет возможность выхода в Интернет, но, я думаю, вы согласитесь со мной, что пользоваться телефоном для выхода в Интернет страшно неудобно. Другое дело — современные смартфоны и коммуникаторы с большими экранами и полноценными браузерами — их владельцы используют свои телефоны для выхода в Интернет почти ежедневно: посмотреть пробки, телефон какой-то компании, расписание кино или время приземления нужного рейса и т.д. Конечно, смартфон — это не основное устройство для доступа в Интернет, но он отлично подходит для того, чтобы что-нибудь быстро посмотреть. И все больше людей понимает удобство использования Интернета через мобильное устройство. На начало 2010 г. в России было более 10 млн таких устройств, а в 2010 г. будет продано еще 5—6 млн штук. Этот рынок — самый быстрорастущий сегодня из всех рынков Интернета.
Существует прогноз на несколько десятков лет вперед о том, что Интернет скоро сильно изменится в угоду именно мобильным устройствам, потому что мобильные устройства (телефоны в первую очередь) станут через несколько лет основным способом доступа в Интернет. Но для этого должны появиться не только новые телефоны, ной новые технологии, которые позволят не ломать глаза над крохотным экраном в 2—3 дюйма. Я верю в это будущее. Думаю, что мы увидим его в течение ближайших 4—5 лет.