Процесс маркетинговых исследований
Маркетинговое исследование - это целенаправленный процесс, включающий 4 этапа.
Чтобы определить проблему и поставить цели исследования , необходима совместная работа менеджеров по маркетингу и исследовательского отдела.
Если предположить, что проблема определена и поставлена правильно, менеджер и исследователь должны сформулировать цели исследования. Цели маркетингового исследования подразделяются на 3 типа :
· предварительные, когда собирается предварительная информация, помогающая сформулировать гипотезу;
· описательные, если описывается структура или размеры рынка;
· аналитические, если с их помощью проверяется гипотеза о причинно-следственных связях.
На втором этапе происходит выявление информации , без которой невозможно решить поставленную задачу. Так, когда Мarriott решил приступить к созданию сети новых, недорогих гостиниц , он преследовал 2 цели : переманить постояльцев у конкурирующих гостиниц и сделать это без ущерба для уже существующих собственных гостиниц более дорогой категории. Для реализации этих целей ему потребовалась следующая информация :
· Какими чертами должны отличаться новые гостиницы?
· Какой должна быть их ценовая политика?
· Где они должны быть размещены? Можно ли их разместить вблизи уже существующих гостиниц компании без ущерба для них?
· Каковы прогнозы на сбыт и доходы?
Исследователи могут пользоваться вторичной, первичной или информацией обоих типов.
Вторичная информация – та информация , которая уже где-то существует, будучи собранной для других целей.
Под первичной же понимается информация, собранная специально для конкретной ситуации.
Исследования обычно начинаются со сбора вторичной информации : отчеты компании, периодика, книги , публикации правительственных органов, электронные базы данных и т.д. эти данные являются отправной точкой исследования .Они выгодно отличаются тем , что обходятся дешевле и более доступны. Однако чаще всего этой информации бывает недостаточно и необходим сбор первичных данных.К сожалению, для некоторых управляющих он сводится к придумыванию нескольких вопросов и отысканию ряда лиц, у которых можно взять интервью. А ведь данные , собранные подобным образом , могут оказаться бесполезными или – еще хуже – вводящими в заблуждение .Так что для сбора первичных данных лучше всего разработать специальный план.
Планирование сбора первичной информации
Метод |
Контакт |
План выборки |
Инструментарий исследования |
Наблюдение Интервью Эксперимент |
По почте По телефону Личный |
Единица выборки Размер выборки Процедура выборки |
Опросники-анкеты Механические инструменты |