Основные поставщики, изготовители товаров
Российский рынок пищевых концентратов переживает вторую молодость — традиционные виды продукции постепенно вытесняются “инновационными”. Спрос на “быстрые” продукты нового поколения в 90-х годах рос стремительно, а рентабельность производства отдельных ассортиментных позиций достигала 150-200%. Сегодня ситуация выровнялась, и среднеотраслевая норма прибыли не превышает 25%. Популярность “быстрой еды” объясняется ее доступностью для различных слоев населения. Поэтому неудивительно, что, несмотря на свою новизну для потребителя, за сравнительно короткий срок этот продукт завоевал огромную популярность. Кроме того, все больше людей ощущают хронический дефицит времени, и не желают часами простаивать у плиты[[1]].
Новые технологии производства позволили существенно улучшить вкус полуфабрикатов и придать им отдаленное сходство с домашней едой.
Сегодня российская “пищеконцентратная” отрасль находится на подъеме. Импортные поставки оказывают существенное влияние на формирование рынка только в отдельных сегментах (бульонные кубики, растворимые супы). Впрочем, самые рисковые транснациональные компании-импортеры задумываются об организации концентратного производства в России.
В целом, сегодня отечественные “концентраторы” проходят тот же путь, что и их российские коллеги несколько лет назад: наращивают объемы производства и расширяют ассортимент. Однако опыт северных соседей показал, что потенциал роста рынка не безграничен.
Пищеконцентратная отрасль отличается высокой инвестиционной привлекательностью. Деньги в производство “быстрой еды” вкладывают как отечественные производители, так и зарубежные компании.
Как и во многих других отраслях пищевой промышленности, игроки рынка пищевых концентратов подразделяются на “старожилов” и представителей “новой волны”. Первую группу составляют как “крупняк” (ЗАО «Агроимпорт» и ООО «Айкон Корпорейшн»), так и производители поскромнее — в основном заводы продовольственных товаров (ЗАО «Новосибирский дрожжевой завод», ЗАО «Кватро Свердловский крахмальный завод», ООО «Пензенская продовольственная компания» и др.).
Перечисленные предприятия сосредоточили усилия на выпуске традиционных видов продукции. Для ЗАО «Агроимпорт» это супы обычного приготовления, кремы заварные и кисели, для ООО «Айкон_Корпорейшн» — те же супы и мучные полуфабрикаты, для других “продтоварщиков” — кисели и кексы.
Представители второй группы в основном специализируются на таких “инновационных” пищеконцентратах, как[[2]]:
• вермишель мгновенного приготовления — ОАО «Аромарос-М» (Москва), ООО «Агротрейдъ» (Москва), ЗАО «Ингрид ТД» (Москва), ООО «Колви-Продукт» (Москва), ООО Пензенская продовольственная компания (Пенза);
• бульонные кубики и растворимые супы — ООО «Омега-пищевые технологии (Москва), ООО «Милорд компания» (Москва), ООО «Пищевые стабилизаторы» (Москва);
• сухое картофельное пюре — ЗАО “Техноком” (Москва).
Растущий рынок “быстрой еды” привлекает новых операторов. В Каневе (Черкасская обл.) одна из российских компаний начала строительство предприятия по производству пищевых концентратов. Но отечественные производители готовы изо всех сил защищать завоеванные конкурентные позиции. Корпорация “Техноком” планирует через несколько месяцев ввести в эксплуатацию новую фабрику. Темпы роста производства концентратов снижаются, сокращается также количество производителей. Рынок близок к наполнению, скоро количество игроков “устаканится” и конкурентная борьба примет исключительно маркетинговый характер.