Пути повешения эффективности услуг морского транспорта и их специфика
По мнению многих специалистов, особенностями услуг являются:
- нематериальность услуги – существование услуги лишь в процессе ее предоставления и потребления;
- невозможность хранения и накопления услуги – так как производство (предоставление) и потребление происходят одновременно;
- уникальность услуги – в отличие от материальных стандартизированных товаров каждая услуга уникальна;
- неотделимость услуги от поставщика – предоставление услуги предполагает прямой контакт с тем, кто ее предоставляет.
Дополнить этот перечень можно следующим:
- продажа услуг – это фактически продажа самого процесса труда, поэтому качество услуг определяется качеством самого процесса труда;
- услуги представляют собой конкретную потребительскую стоимость только в определенное время и в конкретном месте или направлении, что существенно ограничивает возможность их замен на рынке услуг.
Таким образом, основная особенность продукции любого транспорта (в том числе и морского) состоит в том, что она может быть потреблена только в процессе ее производства. И если на рынках вещественных товаров могут быть заключены сделки как на наличный товар, так и на товар, который будет произведен, то на рынке транспортных услуг сделки, как правило, заключаются на продукцию транспорта, которая еще не произведена, а будет произведена и потреблена в процессе производства. Несмотря на общую специфику различных транспортных секций, каждый вид транспорта обладает характерными только для него технико-эксплуатационными и другими особенностями. К особенностям производственного процесса на морском транспорте следует отнести повышенную энергоемкость, что объясняется природой транспортирования, связанного с преодолением сопротивления той среды, в которой осуществляется движение, а также с преодолением всякого рода трений в двигателях и ходовых частях.