Понятие, классификация и структура лицензионных договоров
Понятие, предметы и виды лицензий
В переводе с латинского “лицензия” ( licentia ) означает ”право, разрешение”. В применении к торговле объектами интеллектуальной собственности под лицензией понимают разрешение, в соответствии с которым одно лицо (владелец исключительного права на изобретение, товарный знак, промышленный образец и другой объект интеллектуальной собственности – лицензиар) предоставляет другому заинтересованному лицу (лицензиату) право пользоваться этими объектами за обусловленное вознаграждение и на определенных условиях. Предоставление таких прав оформляют в виде лицензионного договора, в котором предметами лицензий становится объект интеллектуальной собственности.
Закрепление и охрану исключительного права на предмет лицензии осуществляют путем выдачи патентов и свидетельств их регистрации в патентных ведомствах соответствующих стран. Предметами лицензий могут быть и не защищенные патентами объекты интеллектуальной собственности, к которым относят различные виды ноу-хау.
К охраняемым объектам промышленной собственности относят:
- права на патентные изобретения, то есть имеющие патентную защиту устройства, способы, вещества, штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений и животных, а также применение по новому назначению известного ранее устройства, способа, вещества ( они должны быть новыми, промышленно применимыми );
- полезные модели – охраняемые свидетельствами новые промышленно применимые решения по конструктивному выполнению средств производства и предметов потребления, а также составных частей;
- промышленные образцы – охраняемые патентами новые художественно–конструкторские решения, определяющие внешний вид изделия и отвечающие требованиям технической эстетики;
- товарные знаки – зарегистрированные в патентом ведомстве оригинально оформленные графические изображения, оригинальные названия, особые сочетания цифр, букв или слов и т.п., которые предприниматель присваивает изделиям с целью отличить свою продукцию от продукции других изготовителей;
- знаки обслуживания – обозначения, применяемые в сфере услуг и призванные отличать сходные услуги разных конкурентов;
- фирменные наименования – знаки, которые используются физическими или юридическими лицами для обозначения деятельности;
- указание происхождения – знаки применяемые для обозначения страны прозводства товара и конкретного района или иного определенного места;
- наименование места происхождения – географическое наименование страны, района или местности, применяемое для обозначения произведенного там продукта, качество и происхождение которого исключительно и существенно связаны с данным местом.
Многообразие предметов лицензий и условий их применения на предприятиях покупателей привело к возникновению различных видов лицензий, получивших широкое распространение в практике международной и внутренней лицензионной торговли. С определенной долей условности их можно разделить на две группы.
1. По объему передаваемых прав:
1.1) неисключительная ( простая ) лицензия дает право лицензиату на согласованных условиях и территории и в течение оговоренного срока использовать предмет лицензии, а также предоставлять на него лицензии другим лицам;
1.2) исключительная лицензия разрешает лицензиату на согласованных условиях и территории и в течение установленного срока использовать предмет лицензии на монопольных началах.
2. По условиям предоставления и использования лицензий:
2.1) “чистая” лицензия, по которой права на использование объектов промышленной собственности предоставляются в рамках самостоятельного лицензионного договора, а не в составе других торговых сделок (торговля “чистыми” лицензиями часто сопровождается поставками оборудования, комплектующих деталей, сырья, материалов, необходимых для внедрения и использования лицензий);