Среда международного маркетинга: ее составляющие и изучение
Структура распределения - это количество каналов, существующих между покупателями (пользователями и поставщиками) и производителями, а также формирование каждого канала в соответствии с характером деятельности, количеством и величиной действующих на рынке фирм. Для фирмы - новичка важно знать, насколько открыты или закрыты каналы для его товаров (услуг). Имеет значение и способность каналов доставлять продукцию фирмы ее специализированным целевым группам. В тесной взаимосвязи со структурой распределения выступает система стимулирования: характер, традиции рекламы и других методов стимулирования в зарубежной стране.
География и инфраструктура представляют особый интерес, поскольку даже небольшая фирма нуждается в знаниях о климате, топографии, природных особенностях и ресурсах страны, транспортных маршрутах, коммуникациях, энергоснабжении, связи и т.д. Такая информация вполне доступна и собрана в специальных банках данных, имеющихся в большинстве развитых стран Запада, а также нескольких развивающихся странах.
Уровень технического развития подразумевает наличие интеллектуального потенциала в рамках зарубежной страны: научных центров, разработки новых технологий и материалов, собственных НИОКР и привлечения “умов” из-за рубежа.
Факторы культурной среды могут создать самые большие сложности для фирм, выходящих на внешние рынки. Культура - сложное понятие, включающее в себя различные способности и привычки, приобретенные человеком как членом общества. В состав культурной среды, влияющей на международный бизнес, входят: язык, религия, ценности, традиции и отношения, социальная организация общества, образование и искусство, правоведение и политика (правовая культура) и технология. В свете процессов, происходящих в обществе, выделяют также субкультуру и массовую культуру. Незнание одного из элементов культуры, например языковых, религиозных традиций, может обернуться крахом для фирмы-новичка. Примеров из практики бизнеса предостаточно. Домохозяйки Испании дружно не восприняли новинку компании “Пилсберри” - полуфабрикаты для приготовления печенья, кексов и т.п. Дело в том, что испанки чрезвычайно любят готовить пищу самостоятельно и для них оскорбительно предлагать сладости из полуфабрикатов.
Наглядно информация о факторах среды международного маркетинга и их содержании представлена в табл.1.2.
Таблица 1.2
Среда международного маркетинга и ее составляющие
Факторы среды |
Составляющие среды |
I. Политическая среда |
1.1. Политический строй (режим) 1.2. Партийная система 1.3. Законодательство 1.4. Политическая элита 1.5. Другие факторы |
II. Экономическая среда |
2.1. Открытость экономики 2.2. Цикличность развития экономики 2.3. Финансовая система 2.4. Инфляционные процессы 2.5. Уровень жизни 2.6. Факторы конкурентоспособности страны 2.7. Другие факторы |
III. Конкурентная среда |
3.1. Характер конкуренции 3.2. Интенсивность конкурентной борьбы 3.3. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов 3.4. Другие факторы |
IV. Структура распределения |
4.1. Каналы распределения и их характеристика 4.2. Система стимулирования 4.3. Другие факторы |
V. География и инфраструктура |
5.1. Природно-климатические особенности 5.2. Развитость инфраструктуры 5.3. Ресурсы страны 5.4. Транспортные потоки, коммуникации 5.5. Другие факторы |
VI. Научно-технические факторы |
6.1. НИОКР 6.2. Интеллектуальный потенциал 6.3. Новые технологии 6.4. Другие факторы |
VII. Культурная среда |
7.1. Языковая среда 7.2. Религия 7.3. Традиции, ценности 7.4. Социальная организация общества 7.5. Правовая культура 7.6. Образование и искусство 7.7. Технология 7.8. Другие факторы |