Страхование риска
2) Наряду с прямым страхованием банк может требовать от предприятий различные формы гарантий. Гарантами в погашении ссуды могут выступать акционеры, подписывающие поручительство в том, что предприятие погасит полученную ссуду. В случае, если предприятие отказывается погасить кредит, банк может взыскать убытки с акционеров. В ряде случаев предприятие вынуждено диверсифицировать портфель кредитов, т.е. обращаться за займами не к одному, а к нескольким банкам. Один банк, имеющий постоянные финансовые связи с предприятием может оформить гарантию о погашении всех будущих займов у других банков.
Главный принцип конкуренции на страховом рынке: побеждает тот, кто предлагает клиенту наиболее выгодные условия страхования.
Например, страховщик победит в борьбе за клиента, если гарантирует ему следующие условия страхования:
1. Страховщик предоставляет предприятию, попавшему в стихийное бедствие, аварию и т.д., страховые выплаты, не урезанные против договорной суммы. При этом, если предприятию этих сумм не будет хватать, страховщик выдает ему кредит или помогает получить кредит в банке на льготных условиях.
2. Страховщик страхует имущество всех предприятий, граждан по рыночным ценам с учетом их реальной динамики. Страховщик при этом учитывает и свой интерес – динамику страховых взносов в зависимости от изменений рыночных цен.
3. Страховщик должен проводить страхование с учетом реальных инфляционных процессов.
4. Страховщик должен страховать имущество любых предприятий и граждан с учетом реальной динамики физического и морального износа этого имущества.
Если владелец имущества регулярно ремонтирует его, модернизирует и реконструирует и в результате этого в имущество вкладывается добавочная стоимость и оно приобретает новые, более высокие потребительские свойства, то здесь госстраховская шкала физического и морального износа оказывается непригодной и невыгодной страхователю. Учет данного фактора потребует от страховщиков иметь штаты высококвалифицированных экспертов, способных решить вопрос о модернизации или махинации со стороны клиента (штраф или компенсация, адекватная повышенной стоимости, должны быть оговорены при наступлении страхового случая).