Сущность и содержание предпринимательского риска.
Риск – экономическая категория, связанная с преодолением неопределенности в производственных отношениях и базирующаяся на вероятностных оценках достижения как положительного, так и отрицательного результата.
Другими словами, под предпринимательским риском понимается риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции (услуг), их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, которые всегда предполагают наличие и преодоление неопределенности в ситуации неизбежного выбора.
Основной предпосылкой предпринимательского риска является наличие альтернативных вариантов, решение тех или иных вопросов развития предприятия, его эффективного функционирования.
Практическими результатами проявления риска могут быть материальные и другие потери, остатки нереализованной продукции на складе, несвоевременные поставки сырья, материалов, снижение прибыли и т.д. Это подтверждает вывод, что с одной стороны, риск – это вероятность того, что действительный доход предпринимателя окажется меньше необходимого или запланированного. Как правило, все предприниматели стараются минимизировать риск.
С другой стороны, риск в принятии решений может выражаться не только в ущербе, но и в благоприятном исходе, удаче, в получении большей прибыли, чем ожидалось. Именно для этого идут на риск предприниматели.
Поэтому «освобождение от риска» отнюдь не является целью предпринимательской деятельности.
В данном случае действует закономерность «риск-возврат», подразумевающая возможность получения больших прибылей при более высоком уровне риска.