Создание рынка
Таким образом, в результате логического анализа взаимосвязи внешних факторов с показателями финансового состояния предприятия прослеживается эта связь по отдельным показателям за определенные промежутки времени.
Анализ результата, полученного при изучении экономического явления или процесса, является третьим этапом моделирования. Для понимания характера влияния внешних факторов на финансовое состояние предприятия выявлены четыре группы значений интегральных показателей (табл.2). По материалам сайта http://cardiology-club.com
Таблица 2. Характеристика групп значений интегрального показателя
Группа значений интегрального показателя |
Характеристика группы |
>1 |
Абсолютно благоприятное влияние |
"1 |
Благоприятное влияние |
0,5 - 1 |
Малоблагоприятное влияние |
0 - 0,5 |
Неблагоприятное влияние |
При расчете локального интегрального показателя влияния макроокружения на финансовое состояние фирмы необходимо отобрать частные показатели, которые в наибольшей мере характеризуют факторы и элементы макроокружения и в значительной мере определяют влияние на финансовую стабильность предприятия (Пi1). Это могут быть:
инфляция;
реальная покупательная способность доходов;
ставка рефинансирования;
изменение курса национальной валюты;
налогообложение;
уровень безработицы.
Локальный интегральный показатель влияния макроокружения на финансовое состояние фирмы определяется как функция от Пi1:
K1 = f (Пi1).
По отрасли построение локального показателя проводится аналогично построению локального показателя по анализу макроокружения.
Для анализа состояния рыночной среды в отрасли возможно использование ряда технических и экономических характеристик, важнейшими из которых являются (Пi2):
размер рынка;
темпы роста рынка;
суммарные производственные мощности;
уровень удовлетворения спроса;
количество конкурентов и их структура;
количество покупателей и их структура;
величина входных барьеров;
уровень заработной платы в отрасли;
численность работающих;
величина инвестиций, в том числе из централизованных источников;
продуктивность, выраженная через рентабельность.
Если по какому-то из параметров нет достаточной информации, исключите его из анализа и переходите к следующему параметру.
K2 = f (Пi2)
Третий локальный показатель определяется как функция от характеристик, отражающих распределение рыночных долей между конкурентами (Пi3).
Для оценки характера распределения рыночных долей между конкурентами обычно пользуются показателем, отражающим степень концентрации производства в отрасли. Он позволяет оценить степень монополизации рынка и является величиной, обратной интенсивности конкуренции. В соответствии с принятой практикой расчета используется так называемый четырехдольный показатель концентрации (CR4):
,
где ОРi - объем реализации продукции i-го предприятия, тыс. руб.;
ОР - общий объем реализации продукции заданного ассортимента, тыс. руб.;
ОР1 = МАХ {ОРi}, для всех i = 1 + n;
ОР2 = МАХ {ОРi/ОР1}, для всех i = 1 - (n - 1);
ОР3 = МАХ {ОРi/ОР1, ОР2}, для всех i = 1 - (n - 2);
ОР4 = МАХ {ОРi/ОР1, ОР2, ОР3}, для всех i = 1 - (n - 3);
n - общее количество предприятий, реализующих данную продукцию.