Подходы к определению содержания и восприятия деловой этики и социальной ответственности в бизнесе
Однако широкое распространение движение за этичность бизнеса получило лишь в конце XIX - начале XX веков. Все чаще и чаще начинали звучать утверждения о том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше - так называемая "доктрина капиталистической благотворительности". Крупнейшие бизнесмены своего времени, такие как "стальной король" Эндрю Карнеги или Джон Д. Рокфеллер, тратили колоссальные суммы на социальные программы, строительство публичных библиотек и школ. Безусловно, далеко не все предприниматели придерживались подобных взглядов.
В целом, восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности
за XX столетие прошло (в развитых западных странах) через три этапа:
· управление, направленное на максимизацию доходов
(до второй четверти XX века): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период "дикого" капитализма);
· попечительское управление
(начиная с 1930-х годов): организация заботиться о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном итоге ведет к более высокой производительности и доходности;
· социальное управление
(начиная с 1960х-70х годов): организация несет ответственность перед обществом в целом и, в частности, перед стейкхолдерами[25] (группами заинтересованных лиц).
В нашей стране
можно выделить пять этапов становления этических воззрений в XX веке:
· традиционный капиталистический
(до 1917г.): меценатство и попечительство считались "хорошим тоном" в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;
· прямое государственное регулирование
(1920е годы): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирование социальных программ;
· плановая социалистическая ответственность
(1930е-1980е годы): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы, а также предписывался план по открытию новых - невыполнение плана каралось государством;
· "дикий российский капитализм"
(1990е): приоритет отдан получению краткосрочной экономической выгоды любыми средствами, программы социальной ответственности часто принимали характер "прикрытия" незаконных операций;
· локальное попечительство
(с 2000 года): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социальные программы.
Выделяют три подхода к пониманию проблем социальной ответственности
бизнеса и этики управленческих решений:
1)принцип справедливости;
2)принцип права;
3)принцип утилитаризма (практицизма).
Данные принципы предлагают профессионалам-индивидуумам способ прямого рассмотрения качества выбранного решения прежде, чем оно будет реализовано.
Первый принцип основывается на понятиях порядочности и честности. Основной проблемный момент заключается в том, что те, кто им хочет воспользоваться, должны предварительно определиться, как обосновывать деятельность, связанную с реализацией имеющихся возможностей: по потребностям; по способностям; по вкладу или по комплексному подходу, который, несмотря на гибкость, способен породить наибольшее число проблем. Данное направление побуждает предпринимательскую среду к
благотворительной деятельности. В корпоративном сообществе этика филантропии очень часто кладется в основу паблик рилейшнз.
Второй принцип базируется на уважении и нерушимости прав каждой личности и общности
. В соответствии с ним любое нарушение или игнорирование прав следует рассматривать как этическое нарушение.
В этике, основанной на правовой концепции, часто встречаются трудноразрешимые коллизии. Одна их группа порождается противоречиями между правами личности, особенно при распределении недостаточных ресурсов (материальных, денежных, временных). Другая группа коллизий возникает из-за несогласия в определенных случаях общества с правами некоего индивидуума или отдельного коллектива.