Структура сферы услуг и классификация типов и видов услуг
Внутреннее обслуживание
[4] - услуги, предоставляемые всем подразделениям и службам внутри организации для поддержания жизнедеятельности самой организации. Услуги такого рода включают такие функции, как обработка данных, уборка помещений, инженерные разработки и техническое обслуживание. Клиентами в данной системе являются различные отделы предприятия, нуждающиеся в этих услугах.
Понятие «обслуживание» близко к понятию «услуга». Однако, если последнее сосредотачивается на самой сущности отношений между производителем и потребителем, то обслуживание трактует эти отношения как поэтапный процесс, имеющий свою структуру, приобретающий растянутый во времени характер.
Однако приведенные классификации не всегда четко позволяют проследить и определить истинную природу и характеристики конкретного сервисного бизнеса. Содержательным и информативным является использование аналитических матриц, типа матрицы Бостонской консультационной группы, но со специфическими параметрами для классификации услуг. Например, К. Лавлок предложил несколько классификаций услуг в матричном виде:
а) Матрица «Природа предоставления услуги» (рис.1.3). Предоставление услуги в соответствии с данной матрицей определяется действиями по предоставлению услуги (осязаемые/неосязаемые), а также объектом воздействия (человек в физическом смысле или ментальное воздействие/вещи).
б) Матрица «Доставка услуг» (рис. 1.4). Взаимодействие потребителя и организации - (потребитель «идет» к организации/организация «идет» к потребителю/расстояние вытянутой руки). По оси абсцисс отложены места получения услуг (единичные /многочисленные).
Объект воздействия | |||
Люди |
Вещи | ||
Действия по предоставлению услуг |
Осязаемые |
Стрижка; Обед в ресторане |
Химическая чистка; Фрахт |
Неосязаемые |
Образование; Театральная премьера |
Банковская услуга; Юридическая консультация |
Рисунок 1.3 - Природа предоставления услуг по К. Лавлоку
Места получения услуг | |||
Единичные |
Многочисленные | ||
Взаимодействие потребителя и организации |
Потребитель «идет» к организации |
Театр |
Сеть ресторанов фаст-фуд |
Организация «идет» к потребителю |
Скорая помощь |
Такси | |
Расстояние «вытянутой руки» |
Дистанционное обучение |
Mail (поисковая система) |
Рисунок 1.4 – Доставка услуг по К. Лавлоку
в) Весьма показательна матрица, устанавливающая степень участия персонала сферы услуг в установлении контактов с клиентами и степень участия клиентов в обслуживании (рис. 1.5).
Степень контакта с клиентами | |||
Низкая |
Высокая | ||
Степень участия клиентов |
Высокая |
Самообслуживание |
Ремонт оборудования, содержание жилья |
Низкая |
Химчистка, телевидение |
Ремонт бытовой техники |
Рисунок 1.5 – Степень участия персонала сферы услуг в установлении контактов с клиентами и степень участия клиентов в обслуживании по Р. Чейзу
г) Матричный подход по критериям целей получения и источникам оплаты за приобретение услуг (рис. 1.6) позволил В. Николайчику классифицировать деловые услуги. При таком подходе деловые услуги являются интегрирующими, то есть включающими институциональные и потребительские услуги.