Товарная информация: понятие, виды, формы, требования
Для товаров с практически неопределенными длительными (многолетними) сроками хранения сроки их годности или сроки хранения в информации для потребителя не указывают, а устанавливают в договоре купли-продажи.
Срок годности (или службы) исчисляют с даты изготовления и указывают непосредственно на товаре, транспортной или потребительской таре с использованием одной из типовых формулировок: "Годен в течение . (лет, месяцев, суток)", и (или) "Годен до . (число, месяц, год)", и (или) "Использовать до . (число, месяц, год)", "Срок службы . (лет, месяцев, суток, циклов)". информация от партнеров здесь
В информации для потребителя па отечественную продукцию должна приводиться ссылка на нормативную или техническую документацию, из которой она была взята.
Информация о товаре располагается в одном или нескольких удобных для прочтения местах, при этом следует размещать информацию всегда в одних и тех же местах единицы товара, тары, упаковки.
При небольших размерах единиц тары или упаковки, на которых технически сложно разместить текст необходимой информации полностью, а также па сувенирных и подарочных изделиях допускается данные о товаре или часть из них помещать на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице тары, упаковки, групповой упаковки или в сопроводительной документации к поставляемому товару.
Важное значение для потребителей и участников коммерческой деятельности имеют информационные знаки, представляющие собой условные обозначения, предназначенные для оценки свойств и идентификации характеристик товара.
К информационным знакам относятся знаки, которые информируют:
- о предприятии (фирме)-изготовителе (товарные знаки и знаки обслуживания);
- соответствии товара нормативным документам (сертификационные знаки и знаки соответствия);
- составе (комплектации) товара и содержании в нем отдельных составляющих;
- правилах использования товара;
- проведении погрузочно-разгрузочных работ с товаром и его транспортировке (манипуляционные знаки);
- опасности и риске, возникающих при использовании, хранении, транспортировании и утилизации потенциально опасных веществ, изделий и материалов (предупредительные символы);
- правилах утилизации упаковки (экологические знаки).
Функции информационных знаков могут выполнять графические обозначения, рисунки, буквы, цифры, слова, цвет и форма изделия или его упаковки.
Порядок присвоения информационных знаков и правила маркировки товаров устанавливаются стандартами или другими документами.
Товарные знаки и знаки обслуживания представляют собой обозначения, позволяющие различать между собой товары и услуги различных юридических или физических лиц. Товарные знаки должны выделять продукцию и услуги определенного предприятия из числа аналогичных, предлагаемых другими предприятиями.
Товарный знак в России регистрируется в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ на имя юридического или физического лица сроком на 10 лет, с правом последующего продления каждый раз на 10 лет. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Право на товарный знак охраняется законом. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться этим знаком, а также запрещать его использование другим лицам или наоборот предоставлять право использования знака другим лицам по лицензионному договору или договору об уступке товарного знака.
Знаки соответствия - это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям стандартов или других нормативных документов. Например, знак соответствия, нанесенный на сертифицированную продукцию, свидетельствует о проведении идентификации продукции и оценке ее соответствия требованиям безопасности третьей независимой стороной.
По своей принадлежности знаки соответствия подразделяют на национальные и транснациональные.
Национальные знаки соответствия стандартам регистрируются национальными органами стандартизации и сертификации и защищаются национальным законодательством.
Транснациональные знаки соответствия стандартам применяются в ряде стран с целью взаимного признания результатов сертификационных испытаний и контроля на базе гармонизированных стандартов. Так, например, Европейский комитет по стандартизации (CEN) учредил знак "CEN", присваиваемый продукции, удовлетворяющей требованиям соответствующего европейского стандарта или документов CEN по гармонизации. В этом случае знак "CEN" признается всеми участниками соглашения, входящими в Европейский комитет по стандартизации, а именно странами - членами Европейского экономического сообщества и Европейской ассоциации свободной торговли.
При использовании (эксплуатации) некоторых промышленных товаров требуется соблюдение определенных правил. Помимо их словесного описания, на упаковке и (или) на товаре помещают графические символы, указывающие на те или иные операции, соблюдение которых обеспечивает сохранение качества товара.