Три кита нашей жизни: производство–продажа–потребление
Рыночная экономика предполагает такой порядок, при котором происходит обмен товарами и услугами при помощи денег.
Интересы производителя и потребителя в процессе экономического обмена в известной степени противоположны: первый хочет подороже сбыть свой товар, второй – купить товар подешевле. Цивилизованное государство стремится с помощью отлаженного хозяйственного механизма разумно согласовать их интересы.
Организацией рынка товаров и услуг занимается сеть оптовой и розничной торговли:
• торговые биржи;
• торговые центры и дома;
• торговые фирмы;
• магазины;
• специальные коммерческие организации и т.д.
Их основная социально-экономическая функция – поддерживать и стимулировать систему продаж, взаимообмен между производителем и потребителем.
Каждый субъект, осуществляющий продажу, является продавцом.
Система торговли выступает посредническим звеном между производством и потреблением.
Взаимоотношения производителя, продавца, потребителя регулируются Гражданским кодексом и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». В этом законе даны, в частности, следующие определения:
• потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли;
• изготовитель – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
• исполнитель – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
• продавец – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Основные социально-экономические задачи системы торговли:
• поддерживать равновесие между спросом, формируемым потребителями, и предложением, формируемым производителями, изготовителями;
• стимулировать покупательскую активность потребителей, способствуя росту их благосостояния и культурного уровня;
• максимально удовлетворять запросы потребителей, обеспечивая тем самым улучшение качества их жизни;
• стимулировать развитие отечественного производства, нацеливая его на выпуск полезной и нужной людям продукции.
Особая задача торговли – привлечение в экономический оборот денежных сбережений граждан.
Каждое торговое предприятие имеет объективные предпосылки для увеличения объема своих продаж. Необходимо лишь, изыскать и задействовать еще неиспользованные резервы, найти адекватный подход к потребителям.
Эффективная торговля выступает важным фактором социально-экономического развития страны. Это должен понимать каждый торговый работник, чувствуя ответственность и гордость за свою профессию.
Различают оптовую торговлю и розничную торговлю, которая имеет дело с каждым конкретным, индивидуальным покупателем.
На первый взгляд кажется, что только розничный торговец должен быть хорошим психологом. Однако и оптовик обязан внимательно отслеживать действие психологического фактора, анализировать статистику продаж, динамику покупательских предпочтений.