Маркетинговый анализ потенциальных возможностей ООО «Сатурн» и диагностика конкурентной среды рынка
7. где: Т. - темп прироста рыночной доли i-го предприятия,%;
Dit (Dit0) - рыночная доля 1-го предприятия в период времени t0 (tо),%;
t - количество лет в рассматриваемом периоде (2 года).
8. Рассчитывается среднеквадратичное отклонение (Ti от Tср):
σ=√1/n ×∑(Ti – Tср) ², (16) где: Тер - средний прирост рыночной доли,%.
Средний темп прироста рыночной доли рассчитывается по формуле:
Тср = (∑Кti - 1) × 100%, (17)
∑Кtoi
где: Кti (Кtoi] - количество изделий анализируемой товарной группы, реализованных 1-м предприятием в период времени t (to), ед.: Цti (Цtoi) – цена изделий, реализованных 1-м предприятием в период времени t (to), тыс. руб.; n (n) - количество предприятий, работающих на рассматриваемом товарном рынке в период времени t(tо), ед.
9. Производится расчет границ рынка по динамике рынка. Для оценки степени изменения конкурентной позиции выделяются 4 типовых состояния предприятия по величине роста его рыночной доли.
Стандартный расчет границ производится по следующей системе:
Тср +3 х σ; Тmax (19) Тcр; Тcр + 3 х σ (20) Тcр - 3 х σ; Тcр (21) Тmin; Тср - 3 х σ (22)
Если совокупность сектора неоднородная, то для определения границ рынка используем закон вариации средних величин: Тср + 3 х σ /√n; Тmax (23)
Тср; Тср + 3 х σ, (24)
√n
Тср - 3 х σ; Тср, (25)
√n
Тmin; Тср - 3 х σ, (26)
Проведем классификацию предприятий по степени изменения конкурентной позиции. Рассчитанное среднеквадратичное отклонение: σ =48,94% показывает, что вариация единиц в изучаемой совокупности достаточно высокая, следовательно, группа неоднородна по данному признаку. В этом случае, с точки зрения статистики, правильнее использовать закон средних величин.
10. Строится матрица формирования конкурентной карты рынка (табл.10). Матрица позволяет выделить 16 типовых положений предприятий, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальных возможностей противостоять давлению конкурентов.
Наиболее значимым статусом обладают предприятия первой группы, наиболее слабые - предприятия 16 группы. Положение предприятия внутри каждой группы определяется величиной его рыночной доли.
Таблица 10. Матрица формирования конкурентной карты рынка.
Рыночная доля Темп прироста |
Лидеры рынка |
Предприятия с сильной конкурентной позицией |
Предприятия со слабой конкурентной позицией |
Аутсай - деры рынка |
Предприятия с быстро растущей конкурентной позицией |
1 |
5 |
9 |
13 |
Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией |
2 |
б |
10 |
14 |
Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией |
3 |
7 |
11 |
15 |
Предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией |
4 |
8 |
12 |
16 |
Строим матрицу конкурентной карты рынка (табл.11).
Таблица 11. Матрица формирования конкурентной карты
рынка (по предлагаемой методике)
Рыночная доля Темп прироста |
Лидеры рынка 6.3 .27,65 |
Предприятия с сильной конкурентной позицией 3,57 .6.3 |
Предприят ия со слабой конкурентной позицией 2,51…3 57 |
Аутсайдеры рынка 0.02 .2.51 |
Предприятия с быстро растущей конкурентной позицией 38.54 .121.09 |
4,9,12, 20 | |||
Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией 10.79. .36,54 |
27 |
8 |
19 |
7.25 |
Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией - 16,96 .10.79 |
26,28,6 |
23 |
21 22 |
2,3.13 |
Предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией - 95,35 . - 16,96 |
1,5,10.11,14,15.16, 17,18,24 |