Системный подход в решении практических проблем управления товарными системами в маркетинге
Нередко задачу исследования классификации рассматривали как задачу системного представления объекта исследования, при этом результаты такого исследования называли системой классификации. Однако классификация не всегда дает и должна давать системные представления объекта. Классифицируемые товары не обязательно должны взаимодействовать, для них не обязательно сосуществование в пространстве и во времени. Это просто некоторое множество товаров, разбитое на подмножества. В управлении товарами должен получить место и системный подход. Перед современным управлением стоят проблемы, которые нельзя решить существующими в товароведении представлениями, средствами и методами. Поэтому поиск новых путей решения проблемы управления товарами является актуальной научной задачей. Системный подход может стать одним из таких средств. Товары как объекты исследования и управления не могут рассматриваться только сами по себе, ибо их существование в значительной степени детерминировано условиями и факторами производства, обмена и потребления. Соответственно знание о товарах, взятое во взаимосвязи с этими условиями и факторами, оказывается шире, полнее. Новое качество системы, возникающее как продукт интеграции, соединения в единое целое многих товаров и условий, факторов производства, обмена и потребления, дает нечто большее, чем сумму частей. Оно отражает некие общие свойства данного множества. И если познание не различает таких системных качественных образований, то оно невольно сбивается на иной путь, пытается в конкретных явлениях найти то, что лежит вне их и составляет самостоятельную реальность. Поэтому определение понятия «товарная система», выделение реальных конкретных товарных систем являются важными предпосылками их исследования [4, с.94]. В 1998 г. ОАО «Москвич» предложил рынку новую модель автомобиля «Калита» представительского класса, имеющего эффективную аэродинамическую форму и передний привод. Дизайн и эффективное производство автомобиля были связаны с использованием новейших достижений инженерной мысли, затрагивали также немало экономических вопросов. Акционеры общества рассчитывали на определенный успех и увеличение прибыли в будущем. Для этого руководство общества должно было понять, насколько благоприятно новый дизайн модели будет воспринят покупателями, и кто ими будут? Будут ли они удовлетворены внешним видом и техническими характеристиками машины? Каковы будут структура потребностей и начальный спрос, как он будет изменяться во времени и пространстве и как на него повлияют потребительские характеристики, включая цену автомобиля? Изучение запросов потребителей, прогнозирование спроса на новый автомобиль, изменение потребностей в связи с изменением потребительной стоимости, качества и цены на машину должны были составлять существенную часть плана или программы «Калита». При изучении рынка автомобилей важнейшими критериями будут его дизайн и технические характеристики. Однако изменения в дизайне и технических характеристиках новой машины стоят денег. Как учитывать каждую из этих характеристик? Ответ на этот вопрос зависит не только от издержек производства, но и от потребительских предпочтений относительно тех или иных характеристик автомобиля. Один и способов такого изучения – опрос потребителей, в ходе которого предполагается выбор нескольких моделей разных уровней дизайна и технических характеристик. Результаты такого опроса помогут убедиться в том, какое из свойств машины предпочтительнее и до каких пределов опрошенные автолюбители готовы пожертвовать одним качеством в пользу другого. Зная уровень затрат на обеспечение каждого из параметров, руководитель может выбрать модель, которую необходимо выпустить на рынок. Общество должно было определить стоимость модели: установить издержки производства и их изменение от объема ежегодного выпуска автомобиля. Следовало бы проанализировать размер и скорость снижения издержек производства по мере накопления производственного опыта. Эти данные требовались для того, чтобы ответить на вопрос, как получить максимальную прибыль и какой при этом запланировать объем ежегодного выпуска автомобилей. Общество должно было также разработать стратегию ценообразования с учетом качества и ассортимента моделей, а также установить реакцию на эту стратегию конкурентов. Программа по модели «Калита» требовала больших капиталовложений в новое оборудование, и общество должно было оценить связанный с этим риск и возможные последствия. Часть риска была связана с неопределенностью рынка и будущих цен на модель и бензин, а часть с неопределенностью размеров заработной платы рабочим. Как учесть эту неопределенность при принятии решений о капиталовложениях? Общество должно было также решить определенные организационные проблемы, поскольку оно представляет собой интегрированную форму организации, в которой одни предприятия и подразделения производят отдельные детали и узлы, а другие проводят сборку автомобилей. Следует ли делать все детали и части на своем предприятии, или некоторые из них лучше покупать на стороне, если это позволит увеличить прибыльность? В числе мер, которые должны быть предложены для улучшения работы, прежде всего повышение конкурентоспособности товарной продукции общества. Во многом конкурентоспособность автомобилей, выпускаемых предприятием, определяется стоимостью и качеством сырья, материалов, комплектующих, которые общество в больших количествах закупает у отечественных и зарубежных производителей, хотя имеющиеся технологии и оборудование позволяют организовать собственное производство некоторых видов материалов, деталей, комплектующих. При этом выручка от продажи своей продукции не позволяет в должной мере расширять и обновлять производство, так как слишком велики затраты на покупку сырья, материалов, зарплату и накладные расходы. Для увеличения прибыли общество должно было принять решение о более эффективном использовании своих основных фондов, организовав гибкое производство некоторых материалов, деталей, комплектующих, необходимых для производства основной продукции, сократив, таким образом, запасы, расходы на сыре, материалы, рабочую силу, электроэнергию, складские помещения.