Нормативно-правовые основы обеспечения качества
Система обеспечения качества продукции базируется на стандартизации. Обязательные требования к качеству включены в государственные стандарты Российской Федерации — стандарты на продукцию. Номенклатура показателей качества однородной продукции устанавливается в государственных стандартах Системы показателей качества (СПК). Доставка цветов и букетов в Южноуральске среди цветов.
Общепринятым документом, подтверждающим качество продукта, является сертификат. Сертификат удостоверяет, что изделие соответствует определенному стандарту качества или другому нормативно-техническому документу.
Нормативная документация представляет собой документы, содержащие правила, общие принципы и характеристики, имеющие отношение к определенным видам деятельности или их результатам и доступные широкому кругу пользователей. В первую очередь, к таким документам относятся так называемые стандарты.
На территории России действуют следующие категории стандартов:
· ГОСТ Р – государственный стандарт РФ,
· ОСТ – отраслевой стандарт,
· ТУ – технические условия,
· СТП – стандарты предприятий и объединений (союзов, концернов, акционерных обществ и др.),
· СТО – стандарты научно-технических и инженерных обществ,
· ГОСТ – межгосударственный стандарт СНГ,
· ИСО (ISO) – международный стандарт.
Стандарт общих технических условий содержит следующие разделы:
· классификация, основные параметры и (или) размеры,
· общие технические требования,
· требования безопасности,
· требования охраны окружающей среды,
· методы контроля,
· правила приемки,
· транспортирование и хранение,
· указания по эксплуатации (ремонту, утилизации),
· гарантии изготовителя.
Требования к качеству продукции можно найти в разделе «Общие технические требования», содержащем следующие подразделы:
· характеристики (показатели) качества,
· требования к сырью, материалам, покупным изделиям,
· комплектность,
· маркировка,
· упаковка.
Международная стандартизация:
1. Обеспечивает взамозаменяемость элементов сложной продукции.
2. Сближает уровень качества товаров, производимых в разных странах.
3. Содействует взаимообмену научно-технической информацией.
4. Содействует международной торговле.
5. Ускоряет научно-технический прогресс участников международных организаций.
Сертификация представляет собой деятельность органов по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Обычно в практике производства участвуют две стороны – производитель товара и потребитель. Продавец – это посредник, который процесс продажи, но к качеству продукции это отношения не имеет. Сертификация – это действие третьей стороны, которая путем аккредитации получила от государства право удостоверять качество продукции.
Положительным результатом сертификации является документ, называемый сертификатом соответствия, подтверждающий соответствие объекта сертификации всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Этот документ практически означает допуск товара (услуги) на рынок.
В России сертификация может производиться по двум основным схемам: обязательной и добровольной.
Обязательная сертификация является средством государственного контроля над безопасностью продукции. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. В нашей стране обязательной сертификации подлежат, например, товары, предназначенные для личных бытовых нужд, средства производства, оружие, транспортные средства и т. д.
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации. За рубежом не существует деления сертификации на обязательную и добровольную.