Понятие потребительской лояльности
§ комплексная лояльность (complex loyalty) – рассматривается комбинация двух указанных выше аспектов покупательской лояльности. Часто комплексная лояльность операционализируется в форме индексов лояльности, составляемых периодически для различных уровней компании (отделения банка, географические рынки и т.д.).
Американский автор Рейчелд приводит следующие факторы, обуславливающие более высокую прибыльность лояльных покупателей в сравнении с новыми. [23;57] Лояльные клиенты:
дольше остаются с компанией;
покупают больше (так называемая доля кошелька);
легче (дешевле) в обслуживании, так как понимают процедуру сервиса;
менее чувствительны к цене; обеспечивают устные рекомендации.
Итак, покупательская лояльность – степень нечувствительности поведения покупателей товара/услуги X к действиям конкурентов – таким, как изменение цен, товаров, услуг и др., - сопровождаемая эмоциональной приверженностью к товару/услуге X. В определении нашли отражения два компонента лояльности:
§ поведенческий («Я буду покупать марку Х, даже если смогу купить аналогичный товар марки У дешевле);
§ аффективный («Покупка/потребление марки Х связана для меня с позитивными эмоциями, я испытываю привязанность к марке Х).
Именно из этих двух компонентов складывается лояльность, именно в них скрыт потенциал ее построения – необходимо узнать, что ведет к построению поведенческой и аффективной лояльности, в чем суть этих факторов, и как они взаимодействуют друг с другом.