Рыночная сегментация в туристическом маркетинге
План
1. Сегмент и способы сегментации рынка
2. Признаки сегментации
3. Основные сегменты потребительского рынка туруслуг
4. Выбор целевого рынка
1. Сегмент и способы сегментации рынка
Исследование рынка предполагает необходимость его разделения
на
многочисленные сегменты, поскольку любой туристический продукт не может отвечать запросам всех потребителей сразу. Рыночный сегмент
- это однородная часть рынка, выделенная таким образом, что все элементы этого сегмента характеризуются каким-нибудь одним или несколькими одинаковыми признаками. Сегментация рынка необходима, так как она служит для достижения маркетинговых целей фирмы и координации ее работы. Чем более точно выделена главная характеристика сегмента, тем легче осуществить информационную рекламную программу, направленную на потенциальных потребителей, тем проще расширять сбыт и налаживать отношения с клиентами. Особенность сегментации
в туристическом бизнесе связана с определением подходящих для данного сегмента:
1) туристического продукта
;
2) круга клиентов
.
Способы сегментации рынка многочисленны. Вплоть до 60-х годов ХХ века сегментация проводилась по географическому признаку т.е. выделялись регионы, крупные города, центры. С развитием средств коммуникации и распространения информации значительно уменьшилось влияние такого фактора, как отдаленность производителя услуги от потенциальное клиента, что позволило фирмам ориентироваться уже не столько на географические, сколько на другие существенные факторы, а именно:
а)) экономическое положение определенных групп клиентов, величина и структура доходов - расходов, цены на приобретаемые продукты, услуги;
б) возрастные группы потребителей, семейное положение;
в) уровень образования и воспитания, род деятельности;
г) национальные, групповые, индивидуальные интересы клиентов;
д) потребности, мотивы, выгоды, привычки, предпочтения;
е) продолжительность отдыха.
Вывод:
Как только становятся известны потребности людей определенного сегмента и преимущества, которые они хотят получить, так появляется возможность понять, объяснить или прогнозировать их поведение в настоящем и будущем, а значит составить такую программу путешествия, предложить такие основные и дополнительные услуги, которые максимально учитывают их интересы, а значит вероятность превращения их в постоянных клиентов очень велика.
2. Признаки сегментации
Признак сегментации - это главный фактор и способ выделения данного сегмента на рынке туризма. Основными признаками сегментации являются: географический, демографический, социально-экономический, психографический и поведенческий.
Сегментация по географическим признакам выделяет группы потребителей со схожими предпочтениями, проживающими на той или иной территории. В качестве географического сегмента может рассматриваться регион, страна, группа стран, имеющих какую-либо историческую, политическую, этническую или религиозную общность.
Демографический признак учитывает пол потребителей, возраст, количество членов семьи.
Социально-экономический признак выделяет сегменты потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, а также уровня дохода, образования, воспитания.
Психографическая сегментация выделяет потребителей по признакам:
- образ жизни;
- увлечения;
- поступки;
- интересы;
- мнения;
- тип отношений с другими людьми и т.д.
Поведенческие признаки учитывают аспекты поведения потребителей:
- тип личности;
- мотивы поездок;
- степень приверженности фирме;
- степень готовности приобрести туристический продукт;
- чувствительность к обслуживанию.
3. Основные сегменты потребительского рынка туруслуг
В настоящее время в туризме существует тенденция сегментирования потребительского рынка по следующим преимущественным признакам: возрасту, уровню доходов, мотивам.
Выделение относительно однородных сегментов осуществляется по трем возрастным категориям
потребителей: молодежный; средний; «третий». Им должно соответствовать и разное предложение турпродукта
Молодежный туризм до 30 лет - это более дешевые путешествия с использованием менее комфортных средств размещения и транспорта, но веселый вечерний отдых. Для этого сегмента характерна высокая активность потенциальных клиентов, особенно во время каникул учащихся, молодежи в силу стремления молодых людей к общению.
Туризм среднего возраста (30-50 лет) характеризуется преобладанием семейного туризма, поэтому предполагает мероприятия для родителей, детей и подростков. Услуги для клиентов среднего возраста содержат повышенные требования к комфорту и удобству с содержательными экскурсионными программами, с учетом интеллектуальных и профессиональных интересов отдыхающих. Это экономически активное население. Во времени путешествия совпадают с отпусками или каникулами, поэтому часто носят сезонный характер. Дальность поездки не является препятствием. Главная цель путешествия - смена обстановки, впечатлений, желание узнать и увидеть как можно больше. Напряженная программа путешествия создает у туристов впечатление, что они отсутствовали не неделю, а месяц.