Социальная реклама
Реклама не только «двигатель торговли», но и важнейший инструмент нашей культуры. Социальная реклама передает сообщение, адресованное одновременно множеству лиц, пропагандирующее какое-либо позитивное явление, событие, юбилейную дату, предупреждение, призыв и т.д. Она выходит за рамки экономических задач и направлена на достижение более гармоничных отношений в обществе, популяризацию здорового образа жизни, на поддержку незащищенных слоев населения, борьбу с преступностью, бедностью, загрязнением окружающей среды и многие другие не менее важные цели.
Роль рекламы как социального института состоит в том, что она:
• приобщает к национальным ценностям;
• пропагандирует образ и уровень жизни «выше среднего»;
• воспитывает культуру потребления.
Если раскрыть эти положения, то обращенная к потребителям социальная реклама: способствует формированию и внедрению в сознание людей идейных ценностей данного общества и в конечном счете оказывает определенное влияние на характер общественных отношений; взывает к потребительским инстинктам людей, побуждая их к повышению уровня жизни; играет на патриотических чувствах потребителей, призывая их покупать в первую очередь отечественную продукцию; определенным образом способствует повышению культуры потребления — ведь сравнивая различные товары и услуги, потребитель в любом случае стремится получить действительно лучшее.
Социальная реклама охватывает практически все сферы человеческой деятельности:
1) экономику — производство, торговля, финансы, предложения рабочей силы, поиск работы;
2) бытовые услуги — починка, изготовление предметов быта, отдых;
3) интеллектуальные услуги — образование, медицина, книги, пресса, гадание, туризм;
4) зрелища — цирковые, театральные, концертные.
5) религию — религиозные плакаты, воззвания, приглашения к ритуальным акциям;
6) политику — агитация за кандидатов на выборах, лозунги митингов, демонстраций, манифестаций;
7) юриспруденцию — сообщения о пропавших, поиски преступников, приглашения на суд, казнь и т.д.;
8) науку и экологию — научная популяризация в листовках, проспектах, буклетах;
9) семейные и межличностные отношения — брачные объявления, приглашения познакомиться, совершить путешествия, вступить в дело.
10) благотворительность — сообщения о благотворительных акциях, призывы к пожертвованиям;
11) личностную саморекламу — татуировки, шрамы, прически, знаки отличия, гербы.