Телевидение и литература
Совершенствование это видится в специализации рубрик для школьников, увлекающихся и углубленно занимающихся тем или другим видом искусства; в появлении (точнее, в реставрации существовавших когда-то) передач, ориентированных на подростковую самодеятельность, которые, в свою очередь, смогут стимулировать (а в большинстве случаев реанимируют) школьную самодеятельность — важнейшую составную часть культурной работы в школе.
Но линия художественного образования внезапно прерывается на молодежной аудитории, именно на том этапе развития человека, когда складывающийся в нем как часть его духовного «я» эстетический идеал особенно нуждается в апробации со стороны эстетической теории, во-первых, для углубления и выработки эстетических понятий и категорий прекрасного, во-вторых, для возможности отстоять, защитить свои позиции в столкновении с постулатами «массовой культуры», успешно вести против нее наступательную борьбу.
Необходимость целенаправленного воздействия на молодежную аудиторию с помощью специализированных телепрограмм очевидна. Но они, прежде всего, не должны выпадать из необыкновенно удачно найденной молодежной редакцией формы телевизионного общения со своей аудиторией, а, кроме того, должны строиться с таким расчетом, чтобы могли стать побудителем внутренней духовной работы зрителя, работы его ума и сердца, способствовать развитию у него эстетического, как непременного свойства его взаимоотношений с окружающей действительностью, его поведения. Эта ориентированность молодежных передач на индивидуальное сознание, самообразование позволит зрителю самому контролировать и внутренне мотивировать свои суждения и оценки, самостоятельно вырабатывать свое мнение, которое в конечном счете и оказывается основой мировоззрения и мироотношения.
Вместе с тем, отмечая ослабление усилий телевидения в сфере образования молодежи, нельзя отбрасывать ту значительную работу, которую проделывает молодежное вещание в области художественной самодеятельности. Такие передачи, как «КВН», «Что? Где? Когда?» являются мощными стимуляторами и организаторами эстетической деятельности молодежи и способны помочь большинству учреждений культуры в их деятельности, самим своим существованием предназначенных для культурной работы с населением. С помощью специализированных передач телевидение могло бы оказать действенную помощь и в организации педагогического всеобуча руководителей коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений.