Анализ показателей ассортимента электродрелей
– способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей /16, с. 56/.
Важно правильно и рационально сформировать ассортимент, чтобы он был:
1) в меру широким, чтобы потребителю было из чего выбрать, с другой стороны, чтобы огромное многообразие товаров не затрудняло выбор нужного товара;
2) полным, чтобы вероятность удовлетворения спроса со стороны различных потребителей была высока;
3) новым, что связано с изменением вкусов потребителей;
4) устойчивым, что представляет определенные гарантии реализации части ассортимента, пользующейся устойчивым спросом, а для потребителя удовлетворение спроса на данный товар.
Коэффициент рациональности ассортимента является наиболее важным среди всех анализируемых показателей и рассчитывается по следующей формуле:
Кр = (Вш хКш + Вп х Кп + Ву х Ку + Вн х Кн) ,
(5)
где Кр – коэффициент рациональности;
Вш – коэффициент весомости широты;
Вп – коэффициент весомости полноты;
Вн – коэффициент весомости новизны;
Ву – коэффициент весомости устойчивости;
Кш – коэффициент широты ассортимента;
Кп – коэффициент полноты ассортимента;
Кн – коэффициент новизны ассортимента;
Ку – коэффициент устойчивости ассортимента.
Данный коэффициент рациональности показывает насколько торговый ассортимент отдела, фирмы, любого магазина удовлетворяет реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
В результате проделанной работы по расчету основных показателей ассортимента были получены следующие данные:
Кш (коэффициент широты) = 0,62;
Кп (коэффициент полноты) = 0,83;
Кн (коэффициент новизны) = 0,23;
Ку (коэффициент устойчивости) = 0,34.
Для того, чтобы определить коэффициент рациональности необходимо рассчитать коэффициенты весомостей каждого показателя. Для их расчета используется экспертный метод. В качестве экспертов выступали пять покупателей, находившихся в исследуемом магазине в момент проведения исследования. Каждому из выбранных покупателей было предложено оценить ранг (степень важности) каждого из указанных показателей ассортимента (полноты, широты, устойчивости и новизны) при выборе нужной им электродрели. Данные исследования и расчет всех коэффициентов весомости приведены в приложении А.
В результате расчета коэффициентов весомости получены следующие данные:
Вш (весомость широты) = 0,26;
Вп (весомость полноты) = 0,244;
Вн (весомость новизны) = 0,266;
Ву (весомость устойчивости) = 0,23.
Произведем расчет коэффициента рациональности женских костюмов:
Кр = (0,26 x 0,62 + 0,244 x 0,83 + 0,266 x 0,23 + 0,23 х 0,34) = 0,5031.
В результате подсчетов был получен коэффициент рациональности, равный 0,5031. Учитывая тот факт, что максимальное значение данного показателя равно 1, ассортимент в магазине «Амурснабсбыт» вполне рационален. Поэтому для исследуемого магазина нет необходимости проводить различные мероприятия в области формирования ассортимента и улучшения его структуры.