Система менеджмента качества
Средства управлениякачеством включают:
o оргтехнику, средства связи, которые используют органы управления и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством;
o банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций по управлению качеством;
o метрологические средства, включающие государственные па юны, средства измерений;
o регламентирующие документы государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ);
o базу государственной службы стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).
Функции
, выполняемые предприятием в отношении качества как объекта управления, следующие:
§ нормирование (стандартизация, сертификация, аттестация);
§ технологическая подготовка производства (достаточное материально-техническое снабжение, сортовые семена растений, элитные породы животных, высокий уровень обслуживания и др);
§ повышение квалификации кадров, стимулирование, усиление и ответственности за качество;
§ контроль за ходом производственных процессов с помощью информационного и метрологического обеспечения.
На уровне предприятия управление качеством продукции может быть организовано путем распределения функций и задач между подразделениями и работниками или создания специального отдела управления качеством. В организационной структуре могут быть предусмотрены подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности предприятия. В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен осуществлять глава предприятия, отвечающий за всю его деятельность и экономические результаты, которые не могут быть высокими при плохом качестве продукции.
Система менеджмента качества (СМК) — система управления качеством производимой продукции или услуги в какой-либо организации.
Основные составляющие систем менеджмента качества[6]:
- Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон организации сторон в области качества производимой продукции или услуги.
- Наличие политики и целей организации организации (или выделенной части организации), соответствующими удовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних и внутренних).
- Постановка процессов и ответственных за них, необходимых для достижения целей организации (или выделенной части организации). Реализация процессного подхода при достижении этих целей.
- Определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации (или выделенной части организации).
- Разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества.
- Определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных механизмов и процессах СМК.