Направления и методы исследования потребителей
Экономическая практика, однако, уже давно показала, что потребители на рынке не выступают единым целым – они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами и это свойство необходимо учитывать в теоретических разработках, посвященных конкурентоспособности. Именно это обстоятельство учитывается маркетологами при сегментировании рынка и позиционировании товара. Значит, для того, чтобы определить конкурентоспособность товара, мало просто сравнить его свойства со свойствами конкурентов. Необходимо изучить поведение потребителей и их реакцию на товар.
Сегментация рынка считается основным решением маркетинговой политики. Рынок представляет собой не единообразную картину. Вместо того чтобы «распыляться» по большим рынкам с множеством конкурентов, нужно целенаправленно обрабатывать мелкие сегменты рынка, С помощью этой стратегии частичного рынка создается лучшая и более сильная позиция в мелких сегментах рынка, нежели на рынке в целом.
Сегмент – это особым образом выделенная группа потребителей продукции предприятия, реакция которых на маркетинговые действия одинакова,
В современных условиях выделяют следующие критерии сегментации:
– емкость рынка;
– рентабельность;
– доступность данного сегмента;
– совместимость деятельности предприятия на данном сегменте с деятельностью конкурентов;
– эффективность деятельности предприятия на выбранном сегменте (наличие финансов, трудовых ресурсов, которые бы отвечали требованиям сегмента);
– существенность сегмента, тенденции, которые наблюдаются в его развитии.
Сегментацию рынка необходимо производить с позиции производителя товаров выбранной группы. В маркетинге используются две системы сегментации:
– сегментация рынка относительно товаров и товарных групп;
– сегментация рынка относительно групп потребителей, что позволяет выбрать сегмент более обоснованно.
Таким образом, исследование покупателей, выявление основных мотивов приобретения товаров и анализ покупательского поведения вооружает руководителей и специалистов знаниями, без которых невозможна успешная деятельность на современном рынке, а именно – знанием клиента. Кроме того, информация, полученная в процессе проведения исследования потребителей предоставляет предприятию следующие возможности:
– улучшить взаимоотношения с потенциальными покупателями;
– прогнозировать их потребности;
– выявить товары, пользующиеся наибольшим спросом;
– приобрести доверие покупателей, пользующихся наибольшим спросом;
– выработать соответствующую стратегию маркетинга.