Объекты МИР
Основная цель исследования товаров - определение соответствия технико-экономических (МОТУМ) и качественных характеристик товаров на рынке требованиям и запросам потребителей, степени конкурентоспособности этих товаров. Исследование товара - это одновременно и изучение потребителей, их желаний, предпочтений, степени их удовлетворенности качествами товара.
Потребительские свойства товаров-аналогов, являющихся конкурентами, характер реакции потребителей на новые товары, ассортимент, упаковка, уровень сервиса, перспективные требования потребителей - все это объекты исследований, результаты которых позволяют фирме уточнить свой ассортимент с учетом требований покупателей, решить проблему конкурентоспособности товаров, разработать новые товары и рассчитать их жизненный цикл, модифицировать существующие продукты, усовершенствовать упаковку, провести патентную защиту.
Исследование цены дает возможность определить уровень и соотношение цен, которые позволят максимизировать выгоды фирмы. Возможные основные объекты исследования - затраты на создание, производство и сбыт (их калькуляция), реакция потребителей на цены товара (эластичность спроса), влияние конкуренции со стороны других фирм и их товаров (сопоставительный анализ). Все это позволяет выбрать наиболее выгодные соотношения "затраты/цены" и "цена/прибыль".
Исследование системы товародвижения и сбыта имеет задачей определить наиболее эффективные пути и средства продвижения товаров от производителя до потребителя. Объекты изучения - каналы сбыта, посредники, продавцы, формы и методы сбыта, издержки обращения, их структура и динамика. Анализируются также функция и особенности деятельности оптовых и розничных продавцов, ее сильные и слабые стороны, характер взаимоотношений с поставщиками и потребителями. Итог исследований - получение возможности увеличения сбыта фирмы, оптимизации запасов, рационализации каналов товародвижения, более эффективного использования форм и методов продажи.
Исследование системы стимулирования сбыта ставит целью выявление наиболее эффективных средств стимулирования сбыта товаров, повышения на рынке имиджа предприятия, повышения результативности рекламы. Объекты исследования - мотивации поведения поставщиков, посредников, покупателей; реакция потребительской общественности; эффективность рекламы; отношения с покупателями. Итог исследований - возможность выработки взаимоотношений с общественностью, покупателями, посредниками; формирование положительного отношения к фирме, ее продуктам; усовершенствование методов формирования спроса потребителей, воздействия на поставщиков и посредников, более полное использование возможностей коммуникационной системы, включая рекламу.
Разумеется, исследование объектов рыночной среды должно быть тесно увязано с исследованием внутренней среды фирмы с целью определения реального потенциала ее конкурентоспособности путем сопоставления соответствующих факторов (объектов изучения) внешней и внутренней среды. Только таким образом можно определить, что необходимо сделать для более полной адаптации предприятия к изменяющимся условиям внешней среды.
Примерный алгоритм изучения собственных возможностей предприятия.
.1. ПОТЕНЦИАЛ ПРОИЗВОДСТВА |
• | |
объем, структура, динамика производства ассортимент продукции, его широта и глубина конкурентоспособность продукции обеспеченность сырьем и материалами парк оборудования и степень его использования местоположение производства уровень экологичности производства | ||
II. МАРКЕТИНГ | ||
маркетинговые планы и программы исследование рынка, товара, каналов сбыта стимулирование сбыта и реклама цены и ценообразование коммуникационные связи и информация маркетинговый бюджет и его исполнение | ||
. | ||
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И СБЫТ | ||
транспортные возможности и оценка расходов состояние складского хозяйства; уровень запасов, их размещение и оборачиваемость возможность доработки, расфасовки, упаковки товаров продажи: по отдельным товарам, сбытовым территориям, типам покупателей, стоимости, посредникам и каналам сбыта | ||
. | ||
IV. ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||
финансовая устойчивость и платежеспособность прибыльность и рентабельность (по товарам, сегментам (регионам), каналам сбыта, посредникам) собственные и заемные средства, их соотношение | ||
V. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА | ||
организация и система управления уровень квалификации персонала, его структура производительность труда стоимость рабочей силы, текучесть кадров уровень менеджмента культура фирмы | ||