Рациональная организация процесса товародвижения

В экономике народного хозяйства, в деятельности любой ее отрасли, в работе каждого предприятия важная роль принадлежит транспорту. Роль транспорта состоит в том, что он заканчивает процесс создания продукции, доставляя ее потребителю или посреднику и обеспечивая тем самым непрерывность общественного производственного процесса.

Значительная роль транспорта и в торговле, задачу которой – доведение товаров до потребителей – невозможно решить без использования транспорта.

Основные транспортные проблемы, связанные с перевозкой товаров народного потребления, можно условно разделить на три группы. Первая группа связана с тем, что расходы на перевозку товаров занимают в торговле второе место после издержек на заработную плату. Ко второй можно отнести проблемы, связанные со скоростью доставки грузов на предприятия розничной торговли. Третью группу составляют проблемы обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей на всем пути их следования

При планировании перевозок товаров и транспортно-экспедиционных операций, выборе транспортных средств необходимо предусматривать сокращение транспортных расходов, наиболее рациональную скорость перевозки товаров и эффективные меры по их сохранности.

Транспортирование товаров из пунктов производства в районы потребления является органической частью процесса товарного обращения.

Обеспечивая перемещение товаров от производства к потребителю на основе рациональной организации товародвижения, транспорт выполняет важнейшую функцию в процессе товарного обращения.

При выборе вида транспорта учитывают себестоимость перевозок и их качество (быстрота перевозок и соответственно размер отвлечения оборотных средств на товары в пути, регулярность перевозок, сохранность грузов, удобства и др.). Первое место в грузообороте (тонно-километраж) всех видов транспорта страны занимает железнодорожный транспорт.

Средняя себестоимость железнодорожных перевозок значительно ниже себестоимости автомобильных. Однако на коротких расстояниях себестоимость железнодорожных перевозок выше. Поэтому на короткие расстояния грузы целесообразно перевозить автомобильным транспортом.

На автомобильном транспорте осуществляют внутригородские, а также внутриобластные перевозки товаров. Важным преимуществом этого вида транспорта являются большая скорость, высокая маневренность, возможность перевозить товары без перегрузки. Это повышает сохранность товаров и ускоряет доставку. Автомобильный транспорт по объему перевозок (тоннажу) занимает первое место в стране, а по грузообороту из-за небольшого среднего расстояния перевозки – третье, уступая железнодорожному и морскому.

Все виды транспорта должны обеспечивать перевозку грузов с минимальными расходами.

При наличии в отдельных районах многих видов транспорта для выбора рационального вида необходимо рассчитать экономическую эффективность каждого из них. При текущем планировании перевозок, исходя из интересов грузоотправителей и грузополучателей, в качестве критерия выбора вида транспорта принимаются минимальные транспортные расходы по тарифам с учетом других расходов по перевозке (на погрузочно-разгрузочные работы и доставку от магистрального транспорта), а также с учетом обеспечения сохранности и ускорения доставки конкретных грузов.

Торговые организации повседневно связаны с транспортными организациями. От развития транспорта, рациональной организации перевозок зависят бесперебойная и своевременная доставка товаров из пунктов производства в районы потребления, товароснабжение розничной сети, связанных с перемещением товаров в сферу обращения.

Транспортные расходы занимают большой удельный вес в издержках оптовых торговых организаций. У оптовых торговых организаций преобладают расходы на железнодорожные перевозки.

«ТрансМаркет» отправляет продукцию железнодорожным транспортом, а «РостовТрансМаркет» использует для перевозок в основном автомобильный транспорт.

>